Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
54

ТВОРЕНІЯ СВ. ЮіННІ 8ЛАТОУСТАГО.

кого смятенія, но благословеніе, молитвы, духовноѳ собесѣдованіе,
нреселеніе на небо; отсюда вышелъ бы ты, получивъ залогъ царства небеснаго. Для чего я*е ты, оставивъ ату богатую трапезу,
перешелъ къ другоіі, непріятігЫІшей, и оставпвъ пристаиь, промѣііялъ тишипу на безііокоііство? Прнскорбно, что нѣтъ адѣсь бѣдныхъ, которыв тогда ирисутствоваш, но ио такъ прпскорбію,какъ
то, что нѣтъ здѣсь богатыхъ. ІІочему? Нотому, что бѣдные, содержа себя трудами рукъ свомхъ, ішѣютъ необходнмыя занятія,
заботятся ο ежедневноИ работѣ, пекутся ο проііігганііі дѣтей, иаблюдаютъ за жеіюю, ІІ есліі бы ие трудились, то не моглн бы иоддержнвать евоей жиан». 1'оворю ;гго ие съ гЬмъ, чтобы составіггь
рѣчь въ защпту пхъ, но чтобы показать, сколі> большого осужденія достойны иигатые. 4ѣмъ большимпиользуютсяонігудобстваміг,
гЬмъ большаго достойны осуждеиія, иотому что ннчто іюдобііоі;
не удерживаетъ нхъ.
Не видитс ли вы іудеевъ, враяідующихъ ііротивъ Бога, ііроТІІВЯЩИХСЯ Духу Святому, ЯІССТОКОВЫЙНЫХЪ? Но не іірншедшіо
сюда хуже всЬхъ ихі>. Если тгЬмъ свяіценшікн приказываютъ ие
дѣлать ничего седмь, десять, двадцать, трндцать днеіі,—онп но
противорѣчатъ, хотя что можетъ быть несвосиѣе такого бездѣйствія? Онизапираютъ двери, не зажигаютъ огня, не приносятъ
воды, II ничѣмъ другимъ пзъ подобныхъ нуждъ не позволяютъ
себѣ заниматься; онп бываютъ связаны бездѣйствіемъ, какъ бы
цѣпью, іі однако не нротиворѣчатъ. Α я не говорю ничего такого, не говорю: не дѣлай ничего седмь дней, или дѳсять ддей:
но: удѣлн мнѣ два часа въ день, а іірочіе оставь себѣ,—и ты ие
удѣляешь мнѣ и этой части. Лучіие сказать: не мнѣ удѣші этк
два часа, а самому себѣ, чтобы тебѣ иолучить нѣкоторое утѣшеніе отъ молитвы отцевъ, чтобы выйти отсюда исполненнымъ благословеній, чтобы отойти огражденнымъ со всѣхъ сторонъ, чтобы,
принявъ духоввое оружіе, ты сдѣлался непобѣдимымъ п неуловимымъ для діавола. Что можетъ быть пріятнѣе, скажи мнѣ, прсбыванія здѣсь? Если бы нужно было проводить здѣсь цѣлые днп,
что вожделѣннѣе этого? Что безопаснѣе этого мѣста, гдѣ столько
братьевъ, гдѣ Духъ Святый, гдѣ посреди стоитъ Іисусъ и Отецъ
Его? Гдѣ найдешь ты другое такое общество, другое собраніе, другой соборъ? Столько здѣсь благъ на трапезѣ въ поученіяхъ, въ
благословеніяхъ, въ молитвахъ, въ совѣщаніяхъ,—иты обращаѳшься
къ другимъ собесѣдованіямъ? Какое ты имѣешь оправданіе? Это
сказалъ я нѳ для того, чтобы слушали вы,—вы не имѣете нуящы
въ такихъ лѣкарствахъ, доказавъ дѣлами свое здоровье, послушаніе, показавъ усердіемъ свою любовь,—но я сказалъ это вамъ
съ тѣмъ, чтобы отъ васъ услышали тѣ, которыхъ нѣтъ здѣсь. Не