Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
578

ТВОРВШЯ ОВ. ІОІ.ННА 8ЛАТОУСТАГО.

честью, наэывая ихъ и благословѳнными Отца и призывая къ
Сѳбѣ, даруя имъ участіе въ царствѣ Своѳмъ и провозглашая
(объ ихъ добродѣтѳли) передъ всѳй вселенной (Мате. ххѵ), и въ
присутствіи ангеловъ и всѳй твари не отказался назвать ихъ питавшими Его и оказывавшими гостепріимство. Этотъ блаженный
голосъ и сама ты у С л ы п ш ш ь тогда и въ изобиліи вкусишь эту
ніграду. Бсли жѳ толькб за милостыню такоѳ великое воздаяніе,
такіе вѣнцы, такое отличіе, такой почетъ и слава, то, если бы я
перечислилъ и остальныя твои добродѣтели, какой великой милости ты заслуживала бы,—ты, которая должна бы въ силу этого
ужѳ праздновать, радоватьсЙ и ликовать, и увѣнчивать себя, а
между тѣмъ убиваешь себя печалью изъ-за того, что такой-то
нѳистовствуѳтъ, а такой^то низринулся съ крутизны, и д ѣ л а е ш ь
болѣе легкимъ нападѳніе на твою святую душу для діавола, котораго ты до сего дня нѳпрѳстанно уничтожала. Въ самомъ дѣлѣ,
что могъ бы кто-нибудь сказать ο твоемъ терпѣніи, котороѳ такъ
разнообразно проявляется во мноясествѣ видовъ и образовъ? Какое
слово, опять, будегь у насъ достаточно, каковы должны быть разсказы, если кто-нибудь сталъ бы перечислять твои страданія, начиная съ дѣтскаго возраста до настоящаго времени, страданія
отъ домашнихъ, отъ чуясихъ, отъ друзѳй, отъ враговъ, отъ находящихся В ъ родствѣ, отъ тѣхъ, кто ни въ какихъ родственныхъ
отношенія^ъ не стояли, отъ обладающихъ могуществомъ, отъ
людей простыхъ, отъ начальниковъ, отъ частныхъ людей, отъ
принадлѳжащихъ къ клиру? Вѣдь каждое изъ ѳтигь страданій,
ѳсля бы кто сталъ излагать его толысо само по сѳбѣ, въ состояніи прѳвратить разсказъ ο нѳнъ въ цѣлую исторію. Α если
бы кто перешѳлъ къ другимъ видамъ этой добродѣтели и сталъ
повѣствовать ο страданіяхъ, причиненныхъ тебѣ ужѳ не со стороны другигь людей, а тобою ясѳ, то какой камѳнь, какое желѣзо,
какой адамантъ онъ найдетъ не побѣясденными тобою? Въ самомъ
дѣлѣ, получивъ такое мягкое и нѣжное тѣло, выросшее во всякомъ видѣ роскоши, ты такъ преслѣдовала его разнообразными
страданіями, что оно находится теперь въ положеиіи нисколько
не лучшемъ того, какъ ссли бы оно уясе умерло: ты зажгла въ
себѣ такое множѳство болѣзней, что стали напрасны и искусство
врачей и сила лѣкарствъ и всякія попеченія, и всецѣло предалась
непрерывнынъ страданіямъ.
5. Бсли же кто-нибудь пожелалъ бы разсказать ο твоей воздержности и терпѣливости, проявляющихся за обѣдомъ и Во время
ночей, тр какъ много пришлось бы ему говорить? Впрочемъ, въ
отношеніи къ тебѣ эти добродѣтели нельзя ужѳ пазвать ни воздержаніемъ, ни тѳрпѣливостью; для нихъ намъ слѣдуѳтъ искать