Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
576

ТВОРВНШ ОВ. 10ΑΚΠΑ 8ЛАТОУОТАГО.

3. Если же Павелъ не дозволяѳтъ предаваться излишней
печали даже и въ виду допущеннаго грѣха, и притомъ грѣха
столь тяжкаго, по сііѣшитъ, торопится, дѣлаетъ все и заботится,
чтобы уничтожить брёмя унынія, называя неумѣренность сатанинскою, говоря, что она выгодна для діавола и есть дѣло его
злости и безчестныхъ его намѣренШ, то какъ же нѳ признакъ
крайняго безумія и сумасшествія убиваться и скорбѣть изъ-за
τοιΌ, въ чемъ согрѣшили другіе, и за что другіе же должны
дать отчетъ,—убиваться и скорбѣть до такой степени, чтобы привлекать въ свою душу неизреченный мракъ, безпокойство, смущеніе, тревогу и невыразнмук} бурю? Если же ты опять скажешь
мнѣ то ясе самое, что хотя и жвлімо, но не имѣю силы, то и я
опять скажу тебѣ то я*е самое, что это — только предлогъ и отговорка, потому что я знаю силу твоей любомудрой души.
Α чтобы и инымъ способомъ сдѣлать для тебя болѣе легкими и сопротивленіе этому неумѣстному и пагубному унынію, и
побѣду надъ нимъ, для этого опять исполняй — что я приказываю.
Когда услышишь, что кто-либо разсказываетъ объ этой гибели,
то быстро убѣгай отъ размышленій объ этомъ, бѣги къ мысли ο
томъ страшномъ днѣ и размышляй ο страшномъ сѣдалюцѣ, ο
Судьѣ неподкупномъ, ο рѣкахъ огня, протекающихъ прѳдъ тѣмъ
сѣдалищемъ и шумящихъ снльнѣйшимъ пламенемъ, объ изощренныхъ мечахъ, жестокихъ наказаніяхъ, ο мученіи, не имѣющемъ
конца, мракѣ безпросвѣтномъ, тьмѣ кромѣшной, червѣ смсрто^посномъ, узахъ неразрѣшиішхъ, скрежетѣ зубовъ и плачѣ нсутѣшномъ, ο зрѣлищѣ вселенной, лучшѳ жѳ — зрѣлищѣ той н
другой твари: высшей и низшей. И силы пебееныя, говорится,
подвигнутея (Матѳ. ххгѵ, 29), потому что, хотя онѣ и ничего нѳ сознаютъ за собоіі и не должны давать отчета, но, соверцая судимыми весь родъ человѣческій и безчисленные народы, предстоять
569 тамъ н с безъ страха. Столь великъ тогда будетъ страхъ. Игакъ
помшшшй объ этомъ и ο тѣхъ обличеніяхъ, спастись отъ которыхъ не будетъ никакой возможности. Тотъ Судья не нуждается
ни въ обвігаителяхъ, пи въ свидѣтсляхъ, ни въ доказательствахъ,
ші въ уликахъ, но все, какъ оно было сдѣлано,' объявляетъ
иублично и предъ глазами согрѣшившихъ. Тогда не будетъ никого, кто явился бы и спасъ бы отъ наказанія, (не помогутъ) ни
отецъ, ни сынъ, нн дочь, ни мать, ніг другой какой-либо родственникъ, ни сосѣдъ, ші другъ, ни защитникъ, ни деньги, ни
обиліе богатства, ни величіе власти; все это удалено, какъ пыль
отъ ногь, и одішъ только подсудимый ожидаетъ за свои дѣла
или оправдательнаго или обвинительнйго приговора. Тогда никто
не судится за то, въ чемъ согрѣшилъ другой, и лишь за то, въ