Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПЖОЬМА КЪ ОДЮПІІАДѢ. п.

прѳдаетъ его діаволу, отлучаетъ оть всѳй церкви и не дозводяетъ, чтобы онъ съ кѣмъ-либо участвовалъ въ общей трапезѣ.
Съ таковымъ, говоригь онъ, нѳ слѣдуетъ и ѣсть вмѣстѣ (ст. 11).
Наконецъ проникается духомъ (ревности), требуя для грѣшника
высшей мѣры наказанія, воспользовавшись для этого въ качествѣ
падача сатаною, чтобы чрезъ этого послѣдняго измождить плоть
преступника. И однако тотъ саный Павелъ, который отсѣкъ грѣшника отъ церкви, нѳ позволилъ ему дажѳ участвовать съ кѣмъжибудь въ общѳй трапѳзѣ, повелѣлъ всѣмъ плакать за него [и
вы рамордлете, говоритъ, и не паче плакаете, да измется отъ
среды васъ содѣмый дѣло еіе (ст. 2)], отовсюду изгонялъ его какъ
какую · нибудь заразу, закрылъ для него доступъ во всякій
доігь, предалъ сатанѣ, требовалъ для него столь великаго наказаяія,—ѳтотъ самый Павѳлъ, когда увидѣлъ, что онъ пораженъ
скорбію и раскаялся въ своемъ грѣхѣ, и что самыми дѣлами
свидѣтѳльствуетъ объ отрѳченіи (отъ грѣха), и самъ такъ опять
измѣиидся, что тЬмъ, кому прѳдписалъ вышесказанное, далъ затѣмъ противоположноѳ приказаніе. Въ самомъ дѣлѣ, сказавши:
отсѣкитѳ, отвѳргните, плачьте и да возьметъ его діаволъ, что
говорить онъ тѳперь? Утвердгте къ нему любовь, да не како многею екорбію пожертъ аудетъ таковый, и да не оаидимы будемъ
отъ еатани: не неразумѣваемъ бо умышленій ш (ст. 7, 8,11). Видишь, какъ неумѣренная скорбь является сатанинскимъ дѣломъ 558
и произведеніемъ его коварства; видишь, каісъ и спасительное
лѣкарство онъ дѣлаетъ вредоноснымъ вслѣдствіе нѳумѣрѳнности?*
И дѣйствителъно оно становится врѳдоносніімъ и предаетъ ему
(сатанѣ) человѣка, когда онъ впадѳтъ въ неумѣренность. Вотъ
почему Павѳлъ и говорилъ: да необидимы будемъ отъ сатаны.
Смыслъ его словъ таковъ: овца покрылась множествомъ шелудей,
была отчуждена отъ стада, отлучена отъ церкви, но поправилась
отъ болѣзни и сдѣлалась овцою, какою была прежде (такова снла
покаянія), наконѳцъ возвратилась въ наше стадо; привлечемъже
ее къ себѣ всецѣло, примемъ съ распростертыми руками, обхватимъ, обнимемъ, введемъ въ единеніе съ нами саміши, потому
что если бы мы нѳ захотѣли сдѣлать этого, то значило бы, что
діаволъ обманываетъ насъ, захватывая не своего, по того, которыП
сдѣлался нашимъ, — захватывая по причииѣ нашей безпечностіг,
утопляя ѳго благодаря неумѣрениому унынію и, наконецъ, дѣлая
его своею собственностію. Поэтому-то апостолъ и присоедини.тгь:
не неразумѣеаемъ бо умышленій его, такъ какъ діаволъ имѣетъ
обыкяовеніе вовлѳкать деосторожныхъ въ обманъ, даже и прп іюсредствѣ того, что часто приноситъ иользу, ссли это іюлсзное
получаетъ нѳ должное примѣнсніе.