Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
574

ТВОРВНШ ОВ. ІОАНПА 8ІАТ070ТАГО.

при упорной настойчивости. Это только отговорка и предлогъ. Я
знаю благородство твоѳго ума, знаю крѣпость твоей богобоязненной души, знаю обиліе разсудительности, силу любомудрія, знаю,
что тебѣ достаточно только приказать свирѣпѣющему морю унынія, чтобы всѳ сдѣлалось спокойнымъ. Α чтобъ вто стало для тѳбя
болѣе легкимъ, окажемъ и мы, съ своей стороны, содѣйствіѳ.
Какъ же имѳнно будешь ты въ состояніи лѳгко сдѣлать это? Оь
одной стороны, обдумывая все заключающееся въ первомъ письмѣ
(потому что многое въ немъ сказаію нами въ виду этого предмета),
съ другой—дѣлая вмѣстѣ съ тѣмъ и то, что я теперь приказываю.
Что ясе именяо? Когда^ услышишь, что одна изъ церквей
пала, а другая колеблется, третья заливается свирѣпыии волнами,
иная претерпѣла другія пепоправимыя бѣдствія, одна взяда волка
вмѣсто пастыря, другая морского разбойяика вмѣсто кормчаго,
третья — палача вкѣсто врача, то хотя скорбй, — потому что нѳ
доляено переносить ѳтого безъ боли,— но скорбя такъ, чтобы печаль не переходида должяыхъ границъ. Въ самомъ дѣлѣ, если
и въ тѣхъ дѣлахъ, въ которыхъ мы саки погрѣшаемъ н въ которыхъ имѣемъ дать отчетъ, пзлипшяя скорбь яе необходима и
нѳ безопасна, а напротявъ даже очень пагубна я вредна, то еще
болѣе излншнее я яапрасяое и, сверхъ того, сатанинское и пагубпоѳ для душн дѣло малодушествовать я сокрушаться ο погрѣшностяхъ другяхъ.
2. И чтобы зяать тѳбѣ, что излишняя скорбь дѣйствительно
дѣло сатаны, я разскажу тебѣ древяюю исторію. Одняъ коринескій муясъ (1 Кор. ѵ), вричастившійся святыхъ водъ я очищенный
чрезъ таинство крещенія, получившій участіе въ страшной трапезѣ и сдѣлавшійся участникомъ всѣхъ вообще напшхъ таянствъ
(а миогіе говорятъ, что онъ занямалъ дажѳ м^сто учителя),
послѣ этого священнаго введенія въ общеніе таинствъ, послѣ
того какъ былъ допущенъ ко всѣмъ неизрѳчѳннымъ бдагамъ и
занималъ въ церкви пѳрвыя ступени, согрѣшилъ тягчайпшмъ
грѣхомъ. Посмотрѣвъ нѳчестявымя глазами на жену своего отца,
онъ нѳ остановился яа ѳтой безчестной похоти, яо прявелъ свое
необузданяое желаніе даже я въ дѣйствіѳ: и то, на 'что онъ отважился, было не только блудъ, яо и прѳлюбодѣяніѳ, а лучше
сказать, дѣло гораздо болѣе тяжкоѳ, чѣмъ я прѳлюбодѣяше. Поэтоиу и блаженный Павелъ, услышавъ (о прѳступленіи) я нѳ въ
силахъ будучи дать свойствѳнное грѣху я наддѳясащеѳ яяя, иначе
покавалъ тяжесть этого беззаконія, говоря такъ: отнюдъ елышитея
еъ васъ блуженіе и таково блуженіе, яково же ни во ямицѣхъ им
нуется (1 Кор. ν , 1). Не скаэалъ: и не тѳрпнмо, яо: и не нменуется, желая показать крайяюю степѳнь этого беззаконія. Ояъ
л

у