Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМІ КЪ ОЛИМПІАДѢ. I.

571

когда воины раздѣляли Его одежды? Α когда Онъ, обнажейный, былъ вознесенъ на крестъ со слѣдами бичей на сшшѣ,
и быдъ распинаемъ? Вѣдь даже и тогда эти. дішіе звѣри
не смягчались, но дѣлались ѳще болѣе бѣшеными, и злодѣянія
усугублялись, и издѣвательства усилгівались. Одни говорили:
разоряяй церковь, и треми депми созидаяй ю (Матѳ. ххѵп, 40). Другіе
говорили: иныя спасе, Себе ли не можетг спаети (ст. 42)? Иные 554
говорили: аще Сынъ еси Бооюій, сныди со креета и увѣруемъ въ Тебя
(ст. 40, 42).Α что, когда напитавши губу желчію и уксусомъ,
оскорбляли Его? Α что, когда, разбойники поносили Его? Α что (о
чемъ я и прежде говорилъ: ο томъ страшномъ и беззаконнѣйшемъ дѣлѣ), когда говорили, что болѣо достойно требовать освобожденія нѳ Его, а того разбойника, вора и виновника безчисленныхъ убійствъ, и, получігвши отъ судьи право выбора, предпочли
Варавву, желая не только распять Христа, но и запятнать Его
худою славою? Думали, что отсюда мояено сдѣлать выводъ, что
Онъ былъ хуже разбойника, и такъ беззаконѳнъ, что Его не моі^ди
сиасти ни чѳловѣколюбіе, ни достоинство праздника. Вѣдь всо
они дѣлали ради того, чтобы перемѣнить мнѣніе ο Немъ въ худую сторону; потому-то распяди вмѣстѣ съ Нимъ и двухъ рэзбойниковъ. Но истина нѳ осталась скрытою, а просіяда дажѳ сильнѣе. И въ присвоеніи царской вдасти обвиняди Его, говоря; всякъ,
иже царя себе творгтъ, не другъ Кееарю (Іоан. хіх, 12),—ыа Того,
Кто не имѣлъ, гдѣ преклонить главу, возводя обвиненіе въ желаніи царской власти. И въ богохудьствѣ дѣлали ему ложное
обвиненіе: пѳрвосвящѳнникъ разодралъ свои одежды, говоря: хулу
глагола: что еще требуемъ свидѣтеяей (Матѳ. ххѵі, 65)? Α смерть
какова? Развѣ не насильственная? Развѣ не смерть осуждѳнныхъ?
Не смерть проклятыхъ? Развѣ нѳ самая постыдная? Развѣ не
смѳрть самыхъ послѣднихъ беззаконниковъ, нѳдостойныхъ даже
испустить и дыханіѳ на землѣ? Α устройс^во погребешя но совершается ли въ качествѣ нилости? Нѣкто, придя, испрашивалъ
себѣ Его тѣло. Такимъ образомъ, даже и погребающій Его не
былъ изъ числа близкихъ, облагодѣтельствованныхъ Иігь, изъ числа
учѳниковъ, насладившихся столь полной близостью къ Неиу н
вкусившихъ спасенія, такъ какъ всѣ они сдѣлались бѣглецами,
всѣ убѣжали. Α та худая молва, которую распустили по вокрѳсеніи,
сказавши, что пришли учѳники Его и украдоша Его (Матѳ. ххѵш, 13),
сколь MHortm» собдазнила, сколь многихъ ввела въ обианъ? Эта
молва тогда находила довѣріѳ, и хотя она была ложна и куплена
за деньги, все жѳ возъииѣла силу въ сознаніи нѣкоторыхъ, послѣ
печатей, послѣ столь великой очевидности истинн. Народъ же и
нѳ зналъ ученія ο воскресеніи. Это и неудивительно, когда и