Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
570

ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА МЛТОУОТАГО.

говорится, сынъ человѣческгй ядий и пія, и говорятъ: вотъ еей
неяовѣкъ ядца и винопійца,

другъ мытаремъ и грѣшникомъ (Лук.

ѵи, 34). Когда же бесѣдовалъ съ блудницею, называлн Его лженророкомъ: аще би былъ пророкъ, говорится, то зналъ бы, кто вта
женщина, говорящая съ Нимъ (Лук. ѵп, 89); и ежѳднѳвно изощряли
зубы протявъ Нѳго. И не іудеи только такъ враждовадн противъ
Него, но и тѣ сани, которые, казадось, быля братьямн ѳго, яе
отяосилясь къ Нему яскренно, и изъ среды домапгаихъ была
возбуждаема протявъ Него вражда. Какъ растлѣнны были и ояи,
ато усматривай изъ словъ, какія сказалъ евангелистъ: ни братія
бо Его вѣроваху еъ Него (Іоан. ѵп, 5).

4. Еслп, затѣмъ, ты вспоминасшь, что кногіе соблазяяются
и вводятся въ заблужденіс теперь, то (спрошу тебя): сколько,
думаешь ты, изъ учениковъ Его соблазшілось во врсмя креста?
Одинъ предалъ, другіе убѣжали, третій отрекся, и когда всѣ отстали—былъ ведомъ только одішъ связанный. Сколько, ты думаешь, соблазнилось въ то время изъ тѣхъ, которые недавно зрѣдя
Его творящииъ знаменія, воскреідающимъ мертвыхъ, очищающимъ
нрокаженпыхъ, изгоняющииъ бѣсовъ, источающимъ хлѣбы и совсршающимъ другія чудеса, (соблазнилось при вядѣ того), какъ
Его только вели связаинымъ, когда Его окруясаля ничтожные
І Ю І І Н Ы , н священники іудейскіе слѣдовали за Нияъ, производя
шумъ н смятеніе, при видѣ того, что все врагя только, захвативъ
Его, дерясатъ въ своей средѣ, и что предатель прнсутствуетъ прн
зтомъ и торжествуетъ? Α что, когда Его бичеваля? И вѣроятно,
при этомъ прясутствовало безчисленное множество людей, потому
что біілъ славный праздникъ, который собиралъ всѣхъ, а городомъ, пріявшимъ это зрѣлище беззаконія, была столица, и происходило это въ самый полдень. Итакъ, сколько людей, думаѳшь,
присутствовало тогда и соблазнялось, видя, какъ Ояъ быдъ связанъ, подвергнутъ бичеванію, обливался кровью, испытывадся судилищемъ нгемона, и при этомъ не быдо някого язъ Его учѳниковъ? Α что, когда совершались яадъ Нішъ разнообразныя издѣиательства, слѣдовавшія непрерывно одно за другимъ, когда то
увѣичивали Его терніемъ, то облекаля въ хламиду, то давалявъ
руки трость, то, падая, покланялись Ему, проявляя всѣ виды
издѣвательства и осмѣяяія? Сколько людей, ты думаѳшь, соблазнялось, сколько приходило въ смущеніе, сколько приводнлось въ
замѣшательство, когда биля Его по данитѣ я говорилн: прорцы
намъ, Христе, кто есть ударей Тя (Матѳ. ххѵі, 68)? Когда водили
Его туда π сюда, истратили вѳсь день на остроты я ругательства,
на издѣвательство и осмѣяніе, и это — въ срединѣ іудѳйскаго
зрѣлища? Α что, когда рабъ архіерея ударялъ Его? Α что,