Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
55 БЕСѢДА О ТѢХЪ, КОТОРЫЕ НВ ПРИШЛИ ВЪ Ц. СОБРАНІЯ. говорите имъ только, что осуждать непришедшихъ сюда, но раз¬
скажите имъ всю рѣчь мою съ самаго начала. Напомните имъ
объ іудеяхъ, напомните имъ о житейскихъ дѣлахъ; скажите, сколько
лучше здѣшнее собраніе; скажите, ісакую оказываютъ онн забот¬
ливость о дѣлахъ мірскихъ; скажите, какая послѣдуетъ награда
тѣмъ, которые собираются сюда. Если вы скажете только, что я
осуждалъ ихъ, то возбудите въ нихъ гнѣвъ, нанесете рану, а лѣ¬
карства не приложите; но если вы объясните нмъ, что я осуж¬
далъ нхъ не какъ враіъ, а какл> сѣтующій другъ, и убѣдите ихъ,
что Оостовіьрніье супи> іи вы друзей, нежели вольная лобзанія враговъ
(Ирптч. ххѵи, о), то онн примутъ осужденіе съ великимъ удо¬
вольствіемъ, потому что обратятъ вниманіе не на слова, а на рас¬
положеніе говорящаго. Такъ врачуйте братьевъ вашихъ. Мы отвѣ¬
чаемъ за спасеніе васъ присутствующихъ, а вы—за спасеніе не-
прішіедшихъ. Сами мы не можемъ имѣть сношенія съ ними; мы <1
будемъ сноситься сл> ними чрезъ васъ, чрезъ ваше наставленіе;
ваша любовь пусть будетъ для насъ нѣкоторымъ мостомъ къ нимъ;
сдѣлайте, чтобы наши слова чрезъ вашъ языкъ достигли до нхъ
слуха. Впрочемъ, можетъ быть, уже достаточно сказано о непри-
шедшпхъ и не нужно прибавлять ничего больше. Можно бы ска.
зать и больше, но чтобы не потратить всего времеші на такое осуж¬
деніе, не доставляя никакой пользы вамъ присутствующимъ, мы
теперь предложимъ и вамъ нѣкоторую необыкновенную и новую
пищу,—необыкновенную и новую, говорю, не по отношенію къ ду¬
ховной трапезѣ, но необыкновенную для вашего слуха. 3. Въ прежніе дни мы говорили вамъ объ апостольскихъ изре¬
ченіяхъ и евангельскихъ, когда бесѣдовали объ Іудѣ, говорили
вамъ и о пророческихъ; теперь хотимъ сказать изъ Дѣяній Апостоль¬
скихъ. Потому я и называю эту пгацу и необыкновенною, іі вмѣстѣ
обыкновенною; обыкновенная она потому, что слѣдуетъ по порядку
божественныхъ Писаній, а необыкновенная потому, что вашъ слухъ,
можетъ быть, не привыкъ слышать о такомъ предметѣ. Многимъ
эта книга даже неизвѣстна, а многимъ кажется ясною, и потому
оставляется безъ вниманія, такъ что для однихъ знаніе, а для дру¬
гихъ незнаніе служить поводомъ къ безпечности. Поэтому, чтобы
н незнающіе и считающіе себя хорошо знающими уразумѣли, что
она содержитъ въ себѣ много глубокихъ мыслей, необходимо се¬
годня исправить небрежность тѣхъ и другихъ. Но прежде всего
нужно узнать, кто написалъ эту книгу, потому что таковъ поря¬
докъ лучшаго изслѣдованія,—напередъ узнатьнисателя,человѣкъ
ли онъ, или Богъ. Если онъ человѣкъ, то мы отвергнемъ его, по¬
тому что Господь говоритъ: не зовите себѣ учителя на земли (Матѳ,
ххш 8, 9), а если Богъ, то примемъ, потому что наше ученіе