Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДЪ. I. 671 когда воины раздѣляли Его одежды? А когда Онъ, обнажен¬
ный, былъ вознесенъ на крестъ со слѣдами бичей на спинѣ,
и. былъ распинаемъ? Вѣдь даже и тогда эти. дикіе звѣри
не смягчались, но дѣлались еще болѣе бѣшеными, и злодѣянія
усугублялись, и издѣвательства усиливались. Одни говорили:
разоряли церковь, и треми декми совидаяй ю (Матѳ, ххѵп, 40). Другіе
говорили: иныя спасъ, Себе ли не можетъ спаши (ст. 42)? Иные 554
говорили: аще Сынъ еси Божій, сниди со креста и увѣруемъ въ Тебя
(ст. 40, 42). А что, когда напитавши губу желчію и уксусомъ,
оскорбляли Его? А что, когда, разбойники поносили Его? А что (о
чемъ я и прежде говорилъ: о томъ страшномъ и беззаконнѣй* .
шемъ дѣлѣ), когда говорили, что болѣе достойно требовать осво¬
божденія не Его, а того разбойника, вора и виновника безчисленъ
ныхъ убійствъ, и, получивши отъ судьи право выбора, предпочли
Варавву, желая не только распять Христа, но и запятнать Его
худою славою? Думали, что отсюда можно сдѣлать выводъ, что
Онъ былъ хуже разбойника, и такъ беззаконенъ, что Его не могли
спасти ни человѣколюбіе, ни достоинство праздника. Вѣдь все
они дѣлали ради того, чтобы перемѣнить мнѣніе о Немъ въ ху¬
дую сторону; потому-то распяли вмѣстѣ съ Нимъ и двухъ раз¬
бойниковъ. Но истина не осталась скрытою, а просіяла даже силь¬
нѣе. И въ присвоеніи царской власти обвиняли Его, говоря: всякъ,
иоке царя себе творить, не другъ Кесарю (Іоан, хп, 12),— на Того, Кто не имѣлъ, гдѣ преклонить главу, возводя обвиненіе въ же¬
ланіи царской власти. И въ богохульствѣ дѣлали ему ложное
обвиненіе: первосвященникъ разодралъ свои одежды, говоря: хулу
глагола: что еще требуемъ свидѣтелей (Матѳ, ххп, 65)? А смерть
какова? Развѣ не насильственная? Развѣ не смерть осужденныхъ? Не смерть проклятыхъ? Развѣ не самая постыдная? Раевѣ не
смерть самыхъ послѣднихъ беззаконниковъ, недостойныхъ даже
испустить и дыханіе на землѣ? А устройство погребенія не со¬
вершается ли въ качествѣ милости? Нѣкто, придя, испрашивалъ
себѣ Его тѣло. Такимъ образомъ, даже и погребающій Его не
былъ изъ числа близкихъ, облагодетельствованныхъ Имъ, изъ числа
учениковъ, насладившихся столь полной близостью къ Нему іі
вкусившихъ спасенія, такъ какъ всѣ они сдѣлались бѣглецами,
всѣ убѣжали. А та худая молва, которую распустили по вокресеніи,
сказавши, что пришли ученики Его и украдоша Его (Матѳ, ххѵш, 13),
сколь многихъ соблазнила, сколь многихъ ввела въ обманъ? Эта
молва тогда находила довѣріе, и хотя она была ложна и куплена
за деньги, все же возъимѣла силу въ сознаніи нѣкоторыхъ, послѣ
печатей, послѣ столь великой очевидности истины. Народъ же и
не зналъ ученія о воскресеніи. Это и неудивительно, когда и