Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМА КЪ ОЛИМПІАДЪ. I. 667 назвавши все вмѣстѣ цвѣтомъ травы, п счелъ (этимъ цвѣтомъ) '
не часть только счастья, напримѣръ—только богатство, или только
роскошь, или обладаніе властью, или почести; но все, что у людей
считается славнымъ, обнявъ однимъ именемъ „славы", уподобилъ
затѣмъ травѣ, сказавъ: «елка слава 'іеловѣка, яко цвѣтъ травный
(Ис. хь, в). 2. Однако ужасно и тяжело, скажешь, несчастіе. Но смотри, какъ
и оно, въ свою очередь, приравнивается пророкомъ къ другому
образу,—и относись съ презрѣніемъ и къ иему. Именно, уподобляя
бранныя рѣчи, оскорбленія, укоризны, насмѣшки со стороны
враговъ и злые замыслы изветшавшей одеждѣ и изъѣденной ,
молью шерсти, пророкъ говорилъ: не бойтеся укоренія человѣка и
похуленйо ихъ не покоряйтеся, потому что состарѣются, какъ риза,
и будутъ изъѣдены, какъ шерсть молью (Ис. и, 7—8). Итакъ,
пусть не смущаетъ тебя ничто изъ того, что происходитъ. Пере¬
стань звать на помощь то того, то другого, и гнаться за тѣнями .
(а такова человѣческая помощь), но призывай непрестанно Іисуса,
Которому ты служишь, чтобы Онъ только благоизволилъ: и всѣ
бѣдствія прекратятся въ одинъ мигъ. Если же ты призывала, а
бѣдствіе не устранено, то таковъ у Бога обычай: не сначала
(я повторю то, что сказалъ выше) удалять, бѣдствія, но когда они
'достигнуть наибольшей высоты, когда усилятся, когда враясдующіѳ
изольютъ почти всю свою злость, -г тогда, наконецъ, все сразу
измѣнять въ состояніе тишины и производить неожиданныя пе¬
ремѣны. Онъ можетъ произвести не только тѣ блага, какихъ мы
ожидаемъ и надѣемся (получить), но и гораздо большія и безко¬
нечно цѣннѣйшія. Поэтому и Павелъ говорилъ: Могущему же паче
вея творити по преизбыточеетвію, ихже просимъ или разумѣемъ
(Еф. ш, 20). Развѣ .Онъ не могъ, въ самомъ дѣлѣ, сначала же не
допустить тремъ отрокамъ подвергнуться искушенію (Дан. ш)?
Могъ, но не пожелалъ, чтобы доставить имъ чрезъ это большую 5бі
выгоду. Съ этой цѣлью Онъ допустилъ и то, чтобы они были
преданы въ руки иноплеменниковъ, и —чтобы печь была разож¬
жена до несказанной степени, и—чтобы гнѣвъ царскій пылалъ
сильнѣе печи, и—чтобы крѣпко связаны были ихъ руки и ноги,
и—чтобы, наконецъ, ввергнуты они были въ огонь; и когда всѣ,
созерцавши ихъ, отчаялись въ ихъ спасеніи, тогда-то нежданно
и вопреки всякой надеждѣ проявилось чудное дѣло превосход¬
нѣйшаго Художника—Бога, и просіяло съ превосходною, силою.
Именно,—огонь связывался, а узники разрѣшались; печь сдѣла¬
лась храмомъ молитвы, источникомъ и росою, и стала почетнѣе
царскихъ дворцовъ,—и надъ огнемъ, этой всепожирающей силой,
которая преодолѣваетъ и желѣзо, и камни, и побѣждаетъ всякое