Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ΟΑΚΡΑ ГОНОРІЯ ІВГУОТА, ПОСЛАННАЯ КЪ ГОСУДАРЮ BOCTOR1 АРКАДІЮ.

563

щаго вагдяда, рѣшеніе, которое опредѣдило бы правида дисциплины; слѣдовало бы быть безпристрастнымъ и ничѳго новаго нѳ ш
прѳдпринимать, пока вырабатывадось бы опрѳдѣдѳніѳ. Мѳжду тѣиъ
явидась удЕвительная какая-то поспѣшность, такъ что, не дождавшись писѳмъ епископовъ, къ которымъ обратились за совѣтами обѣ стороны чрезъ своихъ пословъ, нѳ изслѣдовавши дѣла,
отправляютъ въ изгнаніѳ прѳдстоятѳлѳй, присуждѳнныхъ къ карѣ
преждѳ, чѣмъ стало извѣстно рѣшѳніеѳпископскаго суда. Наконѳцъ,
какъ преждѳвремѳнно было это осуждѳніе, показало само дѣло.
Тѣ, отзывъ которыхъ ожидался, предварительно сообщивъ епископу Іоанну объ общѳніи мира, рѣпшли утвѳрдять это ѳдинѳніѳ
и положили, что раньшѳ суда никто нѳ долженъ быть удаляѳмъ
отъ общѳнія.
Что тѳпѳрь остаѳтся иного, какъ нѳ то, чтобы каѳолическую
вѣру раздирали схизмы, чтобы на почвѣ такого разномыслія воз- 542
никали ѳрѳси, всегда враждебныя ѳдиненію, чтобы народу ужѳ .
не вмѣнялось въ вину ѳго раздѣдѳніе на несогласныя сѳкты,
ѳсли сама государствѳнная власть даетъ матеріалъ для нѳсогласій
и если ею раздуваѳтся горящій трутъ раздоровъ. Дабы этого
вновь нѳ произошло, на вѳдикую пагубу роду человѣческому,
нужно модиться, чтобы Богъ, снисходя къ чѳловѣчѳскимъ прегрѣшеніямъ, дурноѳ дѣло направилъ къ доброму концу и благопоспѣшенію. Что касается насъ, мы иожѳмъ только бояться совремѳннаго; что ж е касается милости всегда милосердаго Бога,
то освобождѳніѳ оть натсазанія будѳтъ свидѣтельствовать не ο заслугѣ, а ο снисхождѳніи.

3. Епиокопамъ, пресвитерамъ и діакоиамъ, заключеинымъ за
благочестіе въ темнииу )
1

Блажѳнны вы въ тѳмшічноиъ заключѳніи, въ цѣпяхъ и узахъ; ьц
блажѳнны троекратно, тысячекратно блажѳныы вы, возбудявшіо во
всей вселенной нѣжное участіѳ къ сѳбѣ и содѣлавшіѳ своими прлверженцами даже людей, далѳко отъ васъ находящихся! Повсюду,
на морѣ и сушѣ, прославляются вашн подвнги, вашо мужество,
ваша непреклонная воля, вашъ чуждый раболѣпства образъ мыслей. Не сломило васъ ничто—иэъ всѳго, что считается страшныкъ,—ни судилищѳ, ни палачъ, ни безчисленныя іштки, шт
тысячѳкратныя угрозы смертью, ии судъи съ пламенсмъ въ устахъ,
*) Писано, вѣроятно, въ коііцѣ 404-го года.
ТВОР^НІЯ ОВ. ІОАННА 8ЯАТОУОТАГО.