Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
САКРА ГОЯОРІЯ ABITCTA, ПОСЛАНПАЯ КЪ ЮСУДАРЮ ВОСТОКА АРКАДІЮ.

561

жѳнія, завистливая молва ослабѣваѳтъ, и народный языкъ не
имѣетъ матѳріада ддя своихъ обличѳній, — хотя и относитѳльно
гябеди Илляріи съ вскрѳннимъ расположѳніѳісъ выразяли мы
прѳдъ вами своѳ сожалѣніе ο тоиъ, почѳму вы нѳ хотите признать этого ущѳрбомъ для государства и отчѳго это сдѣлалось
язвѣстншгь нзъ другихъ источниковъ, а нѳ изъ письиа вашѳй
любви,—но нѳ подобаѳть намъ скрыть предъ вашѳй свѣтлостъюи
того, что недавно произошло въ цѳрковвыхъ дѣлахъ не безъ
опасностя ддя государства я ο чѳмъ быстрая молва, всѳгдапшяя
вѣстяица всего худого, нѳ умолчала, и, соотвѣтствѳяно природѣ
человѣческой, всегда возбуясдающейся къ злословію новымя случаями, она, прн оказавшемся поводѣ къ порвцанію, по пристрастію къ жѳстокимъ пѳрѳсудамъ, направляѳтъ свою злобу на несчастныѳ случаи.
'
Нѳдавяо передавали, что въ Константинополѣ, въ священнѣйліій дѳнь досточтимой Пасхи, когда богосдуясеніе, должѳнствовавшѳе совершиться въ присутствіи государѳй, собрало въ одно
мѣсто почти все населѳніѳ сосѣднихъ городовъ, вдругь каѳолическія цѳрквя были запѳрты, свящѳянослуяштѳля заключѳны подъ
стражу, чтобы инеяно въ то врѳмя, когда иилостію государевою
открываются для прѳступниковъ пѳчальныѳ затворы тѳмницъ,
ужасная тюрыса заключила въ себѣ слуяситѳлѳй благочѳстиваго
закона и мяра; совѳршѳніѳ всѣхъ таинствъ встрѣтило прѳпятствія,
какъ въ воѳнное врѳмя; нѣкоторые убиты въ самыхъ святилищахъ цѳрковныхъ, я около алтарѳй свирѣпствовадо такое насиліѳ что и досточтимые ѳпнскопы отправлялись въ ссылку, и кровь
человѣчѳская—страшно сказать!—обагряла небесныя тайны.
Внѳзапно услышавъ объ этомъ, іш—признаюсь—были встрѳвоясѳяы. Да и кто при такомъ кровавомъ преступлѳніи не побоялся
бы гнѣва всемогущаго Бога? Или какимъ образомъ онъ могъ бы
считать себя находяпцшся внѣ крайней опасности, угроясавшей
римскому міру и всѣмъ людямъ, когда — о, вѳликіѳ государи,
братъ и плѳмянникъ, досточтимые Августы!—самъ основатель нашей импѳрія и правитель ввѣрѳннаго намъ государства, всемогущій Богъ, гнѣваѳтся на гибѳльныя и отвратятѳльныя прѳступлѳнія? И ѳсли бы мѳяеду прѳдставятѳлямя цѳркви шло дѣло ο
какомъ-нибудь рѳлигіозномъ вопросѣ, доляшо бы состояться совѣщаніѳ ѳпископовъ,—такъ какъ ямъ принадлежитъ истолкованіѳ
предметовъ вѣры. Однако пусть попѳчѳніѳ государѳво простирается
нѣсколько дальшѳ—на таянствѳяныѳ и каѳолическіѳ вопросы; неужѳли же возбуясдѳнное неудовольствіе доджно было доходить до
язгнанія свящѳянослуясителѳй, до убійства людѳй, такъ что тамъ,
гдѣ пряяосятся чястыя молитвы, даются искренніѳ обѣты, соверу