Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
54 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА. 8ЛАТОУСТАГО. кого смятенія, но благословеніе, молитвы, духовное собесѣдованіе,
нреселеніе на небо; отсюда вышелъ бы ты, получивъ залогъ цар¬
ства небеснаго. Для чего же ты, оставивъ «ту богатую трапезу,
перешелъ къ другой, непріятнѣйшей, н оставивъ пристань, про¬
мѣнялъ тишину на безпокойство? Прискорбно, что нѣтъ здѣсь бѣд¬
ныхъ, которые тогда присутствовали, но не такъ прискорбно, какъ
то, что нѣтъ здѣсь богатыхъ. Почему? Потому, что бѣдные, со¬
держа себя трудами рукъ своихъ, имѣютъ необходимыя занятія,
заботятся о ежедневной работѣ, пекутся о пропитаніи дѣтей, на¬
блюдаютъ за женою, и если бы не трудились, то не могли бы под¬
держивать своей жизни. Говорю «то не съ тѣмъ, чтобы составить
рѣчь въ защиту ихъ, но чтобы показать, сколь большого осужде¬
нія достойны богатые. Чѣмъ большими пользуются они удобствами,
тѣмъ большаго достойны осужденія, потому что ничто подобное
не удерживаетъ ихъ. Не видите ли вы іудеевъ, враждующихъ противъ Бога, про¬
тивящихся Духу Святому, жестоковыйныхъ? Но не пришедшіе
сюда хуже всѣхъ нхл». Если тѣмъ священники приказываютъ не
дѣлать ничего седмь, десять, двадцать, тридцать дней,—они не
противорѣчатъ, хотя что можетъ быть несноснѣе такого бездѣй¬
ствія? Они запираютъ двери, не зажигаютъ огня, не приносятъ
воды, и ничѣмъ другимъ изъ подобныхъ нуждъ не позволяютъ
себѣ заниматься; онп бываютъ связаны бездѣйствіемъ, какъ бы
цѣпью, и однако не противорѣчатъ. А я не говорю ничего та¬
кого, не говорю: не дѣлай ничего седмь дней, или десять дней:
но: удѣли мнѣ два часа въ день, а прочіе оставь себѣ,—и ты не
удѣляешь мнѣ и этой части. Лучше сказать: не мнѣ удѣли эти
два часа, а самому себѣ, чтобы тебѣ получить нѣкоторое утѣше¬
ніе отъ молитвы отцевъ, чтобы выйти отсюда исполненнымъ бла¬
гословеній, чтобы отойти огражденнымъ со всѣхъ сторонъ, чтобы,
принявъ духовное оружіе, ты сдѣлался непобѣдимымъ и неуло¬
вимымъ для діавола. Что можетъ быть пріятнѣе, скажи мнѣ, пре¬
быванія здѣсь? Если бы нужно было проводить здѣсь цѣлые дни,
что вожделѣннѣе этого? Что безопаснѣе этого мѣста, гдѣ столько
братьевъ, гдѣ Духъ Святый, гдѣ посреди стоить Іисусъ и Отецъ
Его? Гдѣ найдешь ты другое такое общество, другое собраніе, дру¬
гой соборъ? Столько здѣсь благъ на трапезѣ въ поученіяхъ, въ
благословеніяхъ, въ молитвахъ, въ совѣщаніяхъ,—и ты обращаешься
къ другимъ собесѣдованіямъ? Какое ты имѣешь оправданіе? Это
сказалъ я не для того, чтобы слушали вы,—вы не имѣете нужды
въ такихъ лѣкарствахъ, доказавъ дѣлами свое здоровье, послу¬
шаніе, показавъ усердіемъ свою любовь,—но я сказалъ это вамъ
съ тѣмъ, чтобы отъ васъ услышали тѣ, которыхъ нѣтъ здѣсь. Не