Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ігаоьмо КЪ ИННОКЕНТІЮ, ЕПЖОКОПУ РЖМСКОЖУ.

557

изъ кормчигь, которыѳ тогда особенно воодушѳвляются, когда видятъ, что волнѳніѳ достигло крайняго прѳдѣда, море бушувтъ,
всплескъ воднъ оглушитедѳнъ и дѳнь обратвлся въ глубочайшую
ночь. Поѳтому мы глубоко благодарны вамъ и жѳлади бы посылать къ вамъ нѳсчетноѳ множѳство писемъ, находя въ томъ вѳличайшѳѳ ддя сѳбя удовольствіѳ. Но такъ какъ пустынность иѣстности накъ нѳ дозволяѳтъ этого, потому что никто, нѳ тодько изъ
отправляющихся туда, но дажѳ изъ обитающихъ вокругъ насъ.
нѳ можѳгь лѳгко въ намъ добраться вслѣдствіѳ отдадѳнности
мѣста, въ которомъ мы заключѳны, лѳжащаго на самыхъ крайнихъ границахъ. и вслѣдствіѳ опасности со стороны разбойни- .
ковъ, осаждающихъ всѣ дороги, то мы простгь васъ, чѣмъ продолжительнѣѳ нашѳ молчаніѳ, тѣмъ болѣе сожадѣть ο насъ, а
нѳ ьаключать изъ того ο нашѳмъ нѳрадѣніи. И что, дѣйствитѳльно, нѳ иэъ нѳбрѳжности мы молчали, то —вотъ, какъ только
послѣ долгаго времѳни прѳдставился намъ тѳпѳрь случай видѣть
чѳстнѣйшаго и воздюбдѳннаго пресвитѳра Іоанна и діакона
Павда, мы нѳмѳдлѳнно пишѳмъ и бѳ8прѳдѣльно благодаримъ васъ
за то, что вы показали себя любвѳобидьными отцами по своѳму
къ намъ благорасподоженію и усѳрдію. Что только быдо во вдасти
вашего благоговѣнія, сдѣдано всѳ надлѳжащѳѳ, такъ что пдѳвелы
зда и соблааны должны бы были ужѳ истрѳбиться, цѳркви — подучить миръ и свѣтлую тшпину, всѣ дѣла—идти въ порядкѣ,
попранныѳ законы и нарушѳнныя постановлѳнія отцовъ—быть 536
отошцѳны. Но такъ какъ на самомъ дѣлѣ ничѳго этого ѳщѳ нѳ
исполнилось, и прѳждѳ бѳвзаконновавшіѳ прододжажхгь усиливать
свои прежнія беззаконія новыми,—я нѳ хочу уясѳ въ подробности
разсказывать обо всѳмъ, что было сдѣлано ими посдѣ того, такъ
какъ такой раэсказъ прѳвзошѳлъ бы прѳдѣды исторіи, нѳ только
письма,—то я прошу нѳусшшую вашу дуяіу ο томъ, чтобы, ѳслн
распространивпгіѳ повсюду смятѳнія будутъ нѳраскаянно я неисцѣльяо упорствовать въ своѳй болѣзни, то я рѣпшвшіеся уврачевать зло нѳ пряходяли бы въ отчаяніѳ и нѳ уступали, постояяно имѣя въ вяду высокоѳ значеніѳ этого ваяшаго дѣла.
Прѳдлежащая вамъ борьба ндѳтъ за всю почти вселѳнную,—за
попраніѳ церквей, за разсѣяніѳ паствъ, за нападѳнія на клиры,
за ссылки ѳпископовъ, за нарушѳніѳ отѳческихъ постановлѳній.
Поэтому, снова я снова, нѳсчѳтноѳ число разъ умоляѳмъ вашу
рачитѳльность, чѣмъ сильнѣѳ буря, тѣмъ болѣе показать усѳрдія.
Мы надѣеися, что дѣло поправятся лучше. Α если бы втого я яе
сбылось, во всяконъ случаѣ вамъ уготованъ за вашъ подвигъ
вѣнѳцъ у чѳловѣколюбиваго Бога, а нѳправѳдно гонимымъ такое
проявлѳніѳ вашей любви послужнть въ нѳмалое утѣшѳніѳ. Вотъ