Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
письмо къ ианоквнгію,

ЕЯВСКОПУ

ряяскому.

555

рода, размѣстившнсь подъ деревьяіш, по лѣсамъ, н тамъ проводиди праздникъ, какъ овцы разсѣянныя.
4. По описанному здѣсь ваиъ легко догадаться обо всемъ
прочекъ, потому что, какъ я вышѳ сказалъ, словами невозможно
обнять всѳ въ подробности. Особѳнно прискорбно то, что всѣ эти
столь многочислѳнныя и столь тяяселыя бѣдствія еще и тѳпѳрь
не кончилясь, да и нѣтъ надежды, чтобы кончились; напротивъ,
зло съ каждымъ днемъ расиространяется, и мы сдѣлались посмѣшищемъ для многяхъ, или вѣрнѣе, никто нѳ смѣется, даже самые безнравствѳнные людн, а всѣ оплакиваютъ эту, какъ я сказалъ, гроиадяость зла, это нѳбывалое поруганіѳ яадъ законами.
Въ состояніи ля кто описать безпорядки, возяикшіе въ прочихъ цѳрквахъ? Зло, разумѣется, яѳ остановнлось здѣсь, но проникло н на востокъ. Подобяо тому, какъ если въ головѣ образуется жестокая боль, то прочіѳ члены разслабѣваютъ, такъ точно
и теперь, едва только начались описавныя бѣдствія въ этомъ
вѳликомъ городѣ, какъ ужѳ игновенно смятбніе раздялось повсюду, я вездѣ клиры возсталн противъ епископовъ, епископы
раздѣлились иля памѣреваются раздѣлиться съ ѳпископами,
паствы—съ паствами, вѳздѣ страшяыя бѣдствія и всей вселеяяой
преставленіѳ. Итакъ, чѳствѣйшіо и благоговѣйнѣйшіѳ господа
мои, зная тѳперь все это, покажитѳ подобающеѳ вамъ мужество
и усердіе, чтобы остановить таковое, распространившѳѳся въ
церкваіъ, поруганіе закоповъ. Если этотъ обычай войдеть въ силу,
если позволятельно будетъ всякому желающему, несмотря ни
на какую дальность разстоянія, вторгаться въчужіѳ округи, пзвергать всѣхъ, кого угодно, дѣлать по собствснному произволу все,
что захочется, то знайте, что все погибнѳтъ, своего рода безиощадная войяа обойметъ всю всслепную, всѣ будуть всѣхъ іізве]>гать и въ свою очерѳдь извергаться другяии. ІІоэтому, чтобы
такое смятеніо не объяло всю иодсолпѳтаую, потрудіггось объявнть посланіемъ, что все, такъ противозаконяо сдѣланное, въ
отсутствіѳ нашѳ, одною партіѳю, когда мы иритомъ отяюдь не
уклогіялись отъ суда, не имѣетъ шікакой силы, какъ оно дѣйствитѳльно нѳ имѣетъ по существу дѣла, и обличенпыхъ въ таковомъ преступлепія ирѳдать паказапію по церковнымъ законамъ;
а намъ, какъ ны яи въ какой вияѣ не уличѳны, яе изобличѳны,
и яякакой вины за нами не доказано, дозвольте иепрерывно ІІОЛЬзоваться вашнми посланіями, вашею любовью и всѣмъ прочимъ,
какъ и прѳждѳ. Если ясе эти закопонарупштели вздунаютъ теперь
предъявлятъ какія-либо обвиненія, по которымъ нссправедливо
извѳрглн насъ, но сообщивъ намъ пи иротокола, ни обвішительныхъ ясалобъ, даже яе указавъ, кто пасъ обвішяетъ, то пусть