Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМО КЪ ИННОКЕНТІЮ, ЕПІ0К0П7 РИМСКОМУ. 657 изъ кормчихъ, которые тогда особенно воодушевляются, когда ви¬
дятъ, что волненіе достигло крайняго предѣла, море бушуетъ,
всплескъ волнъ оглушителенъ и день обратился въ глубочайшую
ночь. Поэтому мн глубоко благодарны вамъ и желали бы посы¬
лать въ вамъ несчетное множество писемъ, находя въ томъ вѳ- _
дичайшее для себя удовольствіе. Но такъ какъ пустынность мѣст¬
ности намъ не дозволяетъ этого, потому что никто, не только изъ
отправляющихся туда, но даже изъ обитающихъ вокругъ насъ,
не можетъ легко въ намъ добраться вслѣдствіе отдаленности
мѣста, въ которомъ мы заключены, лежащаго на самыхъ край¬
нихъ границахъ, и вслѣдствіе опасности со стороны разбойнн- .
ковъ, осаждающихъ всѣ дороги, то мы просимъ васъ, чѣмъ про¬
должительнѣе наше молчаніе, тѣмъ болѣе сожалѣть о насъ, а
не ьакдючать изъ того о нашемъ нерадѣніи. И что, дѣйстви¬
тельно, не изъ небрежности мы молчали, то —вотъ, какъ только
послѣ долгаго времени представился намъ теперь случай видѣть
честнѣйшаго и возлюбленнаго пресвитера Іоанна и діакона ‘
Павла, мы немедленно пишемъ и безпредѣльно благодаримъ васъ
за то, что вы показали себя любвеобильными отцами по своему
въ намъ благорасположенію и усердію. Что только было во власти
вашего благоговѣнія, сдѣлано все надлежащее, такъ что плевелы
зла и соблазны должны бы были уже истребиться, церкви—по¬
лучить миръ и свѣтлую тишину, всѣ дѣла—идти въ порядкѣ,
попранные законы и нарушенныя постановленія отцовъ—быть 5 se
отомщены. Но такъ какъ на самомъ дѣлѣ ничего этого еще не
исполнилось, и прежде безааконновавпгіе продолжаютъ усиливать
свои прежнія беззаконія новыми,—я не хочу уже въ подробности
разсказывать обо всемъ, что было сдѣлано ими послѣ того, такъ
какъ такой разсказъ превзошелъ бы предѣлы исторіи, не только
письма,—то я прошу неусыпную вашу душу о томъ, чтобы, если
распространившіе повсюду смятенія будутъ нераскаянно и неис¬
цѣльно упорствовать въ своей болѣзни, то и рѣшившіеся увра¬
чевать зло не приходили бы въ отчаяніе и не уступали, по¬
стоянно имѣя въ виду высокое значеніе этого важнаго дѣла.
Предлежащая вамъ борьба идетъ за всю почти вселенную,—за
попраніе церквей, за разсѣяніе паствъ, за нападенія на клиры,
за ссылки епископовъ, за нарушеніе отеческихъ постановленій.
Поэтому, снова и снова, несчетное число разъ умоляемъ вашу
рачительность, чѣмъ сильнѣе буря, тѣмъ болѣе показать усердія. Мы надѣемся, что дѣло поправится лучше. А если бы этого и не
сбылось, во всякомъ случаѣ вамъ уготованъ за вашъ подвигъ
вѣнецъ У человѣколюбиваго Бога, а неправедно гонимымъ такое
проявленіе вашей любви послужитъ въ немалое утѣшеніе. Вотъ