Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПІСЬМО КЪ НННОКВНТІЮ, ЕПИСКОПУ РИМСКОМУ.

551

ныгь жалобъ на него, дошедпгахъ до сдуха бДаго чѳстивѣйшаго
импѳратора, получивъ приказаніѳ лично явиться (въ Константинополь) одной своѳй особой, прибылъ сюда, взявъ съ собою вѳсьма
значитѳльное число епшетскихъ ѳпископовъ и такимъ образомъ
какъ бы желая пеказать съ самаго начала, что онъ прибылъ собственно на воАну, на сражѳніе. Затѣмъ, прибывъ въ великій и
боголюбѳзный городъ Константина, онъ не отправился преждѳ
всѳго въ церковь, какъ того трѳбовалъ обычай и издавна заведѳнный порядокъ, нѳ посѣтилъ и насъ и не принялъ съ нами участія
ни въ словѣ, ни въ молитвѣ, ни въ пріобщѳніи; но, высадившись
съ корабля и пройдя мимо церковныя прѳдвѳрія, остановился на
жительство гдѣ-то за городомъ, и хотя мы усердно просили и ѳго,
и прибывшихъ съ нимъ, остановиться у насъ (потому что всѳ было
для нѳго готово,—и помѣщѳніе, и всѳ, что было нуяшо), но ни онъ,
ни другіе нѳ согласились. Видя всѳ это, мы пришли въ большоѳ
смущеніѳ, тѣнъ болѣе, что никакъ нѳ иогли догадаться ο причинѣ
такой незаслуженной вражды къ наиъ; однако дѣлали съ своѳй
стороны все, чѳго трѳбовало отъ насъ приличіѳ, настоятельно
упрашивая ѳго пожаловать къ наиъ и сказать, изъ-за чего съ самаго перваго своѳго шага онъ повѳлъ противъ насъ такъ рѣшительно войну и возмутилъ вѳсь городъ. Когда же онъ пе хотѣлъ
объяснить причины своего нѳдовольства, а обвинители его, съ другой стороны, настаивали на своекъ трѳбованіи, благочестивѣйшій
импѳраторъ,позвавъ насъ, приказалъ намъ переправиться на друrott берегъ пролива, гдѣ онъ остановился, и разобрать тамъ поданную на него жалобу. Въ ней шла рѣчь ο насильственномъ
вторясеніи, объ убійствахъ и множѳствѣ другихъ подобнаго рода
вѳщей; но мы, зная отеческіе законы, уважая и почитая (столь
высоко поставленную) особу и сверхъ того имѣя уже отъ нѳго посланіе, гласивіпее, что судопроизводства не доляшо переносить за
продѣлы епархій и что въ каждой епархііі ѳпархіальныя дѣла
должны вестись своимъ судомъ, не взялись судить его и рѣшптельно отказались. Между тѣнъ онъ, какъ бы продолжая свои порвыя нападѳнія, призвалъ къ сѳбѣ моего архидіакона и чрѳзъ него
съ полнѣйшимъ саиовластіѳмъ, какъ будто цѳрковь уже вдовствовала и не имѣла епископа, пѳрѳманилъ къ себѣ весь клиръ: церкви, разумѣется, стояли пустыми, такъ какъ то изъ той, то изъ
другой клириковъ водили къ нѳиу, настроивали подавать на насъ
прошенія и поощряли къ доносу. Устроивъ это, онъ обратился къ
наіПэ и прислалъ намъ вызовъ на судъ, еще сакъ не онравдавшись отъ суідѳствовавшнхъ противъ нѳго обвипѳній, что было совершенно протявно и церковнымъ правпламъ, н всѣмъ законамъ.