Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ПИСЬМО КЪ ИННОКЕНТІЮ, ЕПИСКОПУ РИМСКОМУ. 553 Но, какъ я уже сказалъ выше, такъ какъ но оплакивать
только должно бѣдственныя событія, но стараться ихъ исправить,
то я умоляю любовь вашу—возбудиться, проникнуться сострада¬
ніемъ и сдѣлать все, чтобы прекратить ото зло. Впрочемъ враги
напти не закончили этимъ своихъ преступныхъ дѣйствій, но и
послѣ продолжали дѣйствовать по-прежнему. Потомъ благоче¬
стивѣйшій императоръ съ позоромъ изгналъ тѣхъ, кто въ наше
отсутствіе безстыдно ворвались въ церковь, и многіе изъ при¬
сутствовавшихъ въ городѣ епископовъ, видя ихъ беззаконный
образъ дѣйствій, поспѣшили удалиться въ свои ѳпископіи, чтобы
не участвовать въ ихъ насиліи, все сокрушавшемъ, какъ какой-
нибудь всегубительный пожаръ; между тѣмъ мы снова были при¬
званы въ городъ и въ церковь, изъ которой такъ неправедно
были изгнаны; болѣе тридцати епископовъ вводили насъ, и бого-
любеэнѣйшій императоръ съ своей стороны прислалъ для зтого но-
тарія; онъ же (Ѳеофилъ) мгновенно обратился въ бѣгство. Зачѣмъ и
для чего? Вступая, мы просили боголюбезнѣйшаго императора
созвать соборъ для возмездія за прежде бывшее. Такъ, зная за
собою дѣло и опасаясь обличенія, онъ, — когда царскія грамоты
были уже разосланы повсюду и отвсюду созывали всѣхъ,—тайно,
середа ночи, сѣлъ на корабль и уѣхалъ вмѣстѣ со всѣми
своими, . 8. Однако мы, несмотря на это, съ полнымъ дерзновеніемъ
нашей чистой совѣсти, снова обратились къ благочестивѣйшему
императору съ настоятельною просьбою опять о томъ же, и госу¬
дарь, дѣйствуя съ подобающимъ ему благочестіемъ, послалъ къ
нему грамоту, снова вызывая его, вмѣстѣ со всѣми его споспѣш-
никами, изъ Египта, чтобы онъ далъ отчетъ въ происшедшемъ
и не думалъ, чтобы то, что такъ несправедливо и своевольно, не¬
смотря на отсутствіе наше, сдѣлано одною партіею, было доста¬
точно для его оправданія. Но онъ не послушался и царской гра 533
моты, и остался дома—подъ предлогомъ будто бы возможнаго въ
противномъ случаѣ возмущенія со стороны народа и неумѣстной,
обременительной подчасъ, привязанности къ нему нѣкоторыхъ
его почитателей, хотя до полученія царской грамоты тотъ же самый
народъ неоднократно осыпалъ его безчисленными поношеніями.
Впрочемъ не будемъ пересказывать теперь всего, такъ какъ тѣмъ,
что сказали, хотимъ только показать, что онъ задыхался въ зло¬
дѣяніяхъ. Довольно прибавить, что и послѣ этого мы не успо¬
коились и настоятельно просили, чтобы составлено было' суди¬
лище, въ которомъ можно бы было спрашивать и отвѣчать; мы
говорили, что мы готовы доказать, что мы невинны, а они крайне
преступны. Здѣсь оставалось еще нѣсколько сирійцевъ, въ то