Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
552 ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАННА ЫАТ07СТАГ0. 2. Зная, что насъ зовутъ но въ судилище (сюда мы тысячу
разъ готовы бы были явиться), а къ непріятелю и врагу, кань это
можно уже было видѣть изъ предшествовавшаго и кань подтвер¬
дилось впослѣдствіи, мы послали къ нему епископовъ: Димитрія
писннунтскаго, Евлиэія апамейскаго, Дупикина аппіарійскаго,
также—пресвитеровъ: Германа н Севера, и отвѣтили съ свойствен¬
ною намъ уступчивостію, сказавъ, что суда не избѣгаемъ, но из¬
бѣгаемъ явнаго непріятеля и открытаго врага. Въ самомъ дѣлѣ,
кто еще до полученія на насъ прошеній поступалъ съ нами такъ,
какъ онъ, съ перваго своего шага, кто удалилъ себя отъ цер¬
кви, отъ пріобщенія, отъ молитвы, кто поощрялъ обвинителей,
увлекалъ къ себѣ клиръ и приводилъ въ запустѣніе церкви, мо¬
жетъ ли тотъ съ правомъ взойти на тронъ нашего судіи, ника¬
кимъ образомъ ему не приличествующій? Да н несообразно (съ
постановленіями), чтобы пришлецъ изъ Египта судилъ обитаю¬
щихъ во Ѳракіи, притомъ — пришлецъ, самъ подлежащій суду,
&32 врагъ и непріятель. Но, ни на что не обращая вниманія, онъ по¬
рѣшилъ непремѣнно исполнить то, что задумалъ. Хотя мы объ¬
явили, что мы готовы оправдываться отъ обвиненій въ присут¬
ствіи хотя бы сотни, хотя бы тысячи епископовъ, и доказать, что
мы невинны,такъ какъ дѣйствительно—невинны, —онъ не хотѣлъ
ничего слышать, и, несмотря на наше отсутствіе, на наше обра¬
щеніе къ собору, воззваніе къ правосудію, несмотря на то,
что мы избѣгали не суда, а явной непріязни, принялъ (на¬
шихъ) обвинителей, разрѣшилъ бывшихъ у меня лишенными
пріобщенія, принялъ на насъ прошенія отъ такихъ лицъ, которыя
еще сами не оправдались отъ обвиненій, и составилъ [протоколъ,
во всемъ этомъ, отъ начала до конца, дѣйствуя противозаконно
и съ церковными правилами несообразно. Нужно ди много гово¬
рить далѣе? Употребляя всѣ мѣры, всѣ средства, онъ не успо¬
коился до той минуты, пока насильственно и самовластно не из¬
вергъ насъ изъ города и изъ церкви,—въ глубоко позднюю ве¬
чернюю пору, при слѣдованіи за нами всего народа. Городской
куріосъ ‘) протащилъ меня чрезъ весь городъ, насильно при¬
вели, бросили меня въ корабль, и я поплылъ ночью,—все это за
то, что я осмѣлился сдѣлать воззваніе къ собору о правосудіи.
Кто въ состояніи выслушать это безъ слезъ, хотя бы имѣлъ ка¬
менное сердце? *) Названіе должности по полицеНекому управленію столицы. На ку-
ріосахъ лежала обазаппость производить слѣдствія по преступленіямъ и про¬
ступкамъ, совершавшимся въ столицѣ, и о виновныхъ доносить высшему на¬
чальству.