Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТВОРЕНІЯ ОВ. ІОАТІНА ЗЛАТОУСТАГО.

548

вселенной, то онъ прігоѳлъ въ движѳніе всѣ свои козни и подпялъ ожѳсточѳнныя войны. Подобно тому, какъ оыъ угнеталъ Іова
то потѳрей имущества, то снертью дѣтей, то болѣзнью тѣла, то
злословіемъ его жены, то оскорблетями, насмѣшками и издѣвательствами друзѳй, такъ онъ нападалъ и на цѳрковь, возбуждая
протявъ нея, насколысо возможно было, и ѳя друзѳй, и ѳя враговъ, и тѣхъ, которыѳ вступили въ духовный чияъ, зачислились
въ сонмъ вѣрующихъ, были почтѳны санонъ ѳпнскопа, и наконецъ всякихъ лицъ всякаго состоянія. Мѳжду тѣмъ, несмотря
на всѣ такія козни, нѳ только онъ не иогъ поколебать ѳя, но
даже сдѣлалъ еѳ ещѳ блистатѳльнѣѳ. Нискодько нѳ смутившись, она продолясала поучать всѣхъ, какъ она поучаѳтъ и
тепѳрь, обуздывать страсти, сносить испытанія, показывать терпѣніе, прѳнебрѳгать житейскимъ, не увлѳкаться богатствомъ, пренебрегать чѳстьго, презирать смѳрть, нѳ увлекаться жизнью, оставлять отечество, соотѳчѳственниковъ, друзѳй, родныхъ, быТь гото^
выми ко всякимъ бѣдствіямъ, идти противъ мечѳй, и все, что
есть свѣтлаго въ настоящѳй жизни, имѳнно почѳсти, славу, власть,
роскошь, всѳ это считать ничтожяѣѳ вѳсеннихъ цвѣтовъ. И втому
поучаетъ нѳ одинъ кто-нибудь, нѳ двоѳ, и не троѳ, а весь народъ
(христіанскій), и не словаии только, а и дѣламя, изъ-за которыхъ
страдаютъ, которыми побѣждаютъ, чрезъ которыя прѳододѣваютъ
злоумышленниковъ, чрѳзъ которыя дѣлаются тверже адаманта и
и крѣпче всякаго камня; при этомъ нѳ бѳрутся за оружіѳ, не поднимаютъ войны, пс прибѣгаготъ къ луку или стрѣламъ, а будучи
каждый ограждепъ стѣпой тѳрпѣнія, благоразуігія, честности и
мужѳства, ови, перенося зло, ѳще болыпимъ бѳзчѳстіѳмъ покрываютъ дѣлающихъ таковоѳ.
Глава X X I V . И вотъ теперь они со свѣтльшъ лицемъ и свободными очамя пользуясь неизрѳчѳнныігь дѳрзновеніемъ, выступаютъ на площади, наполняютъ дома, стекаются на собранія,
иѳжду тѣмъ какъ дѣлавшіе инъ зло всѳвозможными кознями тѳперь скрываются, имѣя внутри себя злую совѣсть, трепещутъ,
боятся и мучатся. Подобно тому, какъ дикіе звѣри, когорымъ
угроясаѳтъ смерть, послѣ перваго и второго удара, съ особѳнной
яростью бросаются на остріе копій, и сами себѣ наносятъ ѳщѳ
болѣѳ жестокіѳ удары и ранятъ себя до сердца; подобно тому,
какъ волны, ударяясь въ скалы, съ особенной силой разбиваются
и раэсѣѳваются,—такъ и злоумышленники роютъ яны скорѣѳ для
себя, чѣмъ для другихъ. Вѣдь у людей, которыѳ подвѳргаются
кознямъ, ость всѳленная, есть друзья, которыѳ хвалятъ ихъ,
527 удивляются имъ, ировозглашаютъ ο нихъ, увѣнчиваютъ ихъ,
зная или не зная ихъ, узнавая ο нихъ по ихъ дѣламъ, по молвѣ
у