Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТМГЬ, КОТОРЫЕ СОВХАЗНЯЮТОЯ ПРОИСШЕДШИМИ НЕСЧАОТІЯМИ.

545

толъко нѳ причиняѳтъ соблазна людямъ бдитѳльныиъ, но и оказывается источникомъ многаго назкданія. Поэтону и Павелъ услышалъ, что сила Моя еъ пемощи еовергиается. Это иожно встрѣтить
и въ ветхомъ и въ новомъ завѣтѣ. Подумай, что долженъ былъ
испытать Навуходоносоръ, когда на глазагь столь многочисленнаго войска онъ былъ побѣжденъ тремя отроками, трѳмя рабами,
трѳмя плѣнниками, обремененными цѣпями, прѳданными пламѳни,
не въ состоявіи былъ распорядиться гЬлами трѳхъ порабощенныхъ и подвластныхъ ену отроковъ, лишенныхъ отѳчества, свободы, чѳсти, власти, имущества, поселенныхъ вдали оть родины.
Если жѳ бы нѳ случилось этого испытанія, нѳ было бы и столь
свѣтлой награды, не было бы столь блистатѳльнаго вѣнца. Подумай,
что должѳнъ былъ испытать Иродъ, когда онъ, будучи обличаемъ
узникомъ, видѣлъ, что этотъ узникъ вслѣдствіе узъ нѳ только не
потѳрялъ своего дерзновенія, а напротивъ — прѳдпочиталъ скорѣе
погибнуть, чѣмъ отказаться отъ прекраснѣйшаго дара—свободы
слова. Подумай, что всякій, видя или слыша это, изъ яшвшихъ
ли тогда, или родивпптхся позже, при всей своей немощи, если
только обладаѳтъ хотя слабымъ умомъ, получаетъ отсюда вѳличайшую пользу. Не говори инѣ ο поступкахъ людей неразумныхъ,
которые лѣнивы и прѳданы плоти, и легче листьѳвъ (носииыхъ
вѣтромъ). Таковые падаютъ не только отъ великихъ бѣдствій,
но и почти отъ всего, что происходитъ вокругъ ихъ, какъ это
было съ народомъ іудѳйскимъ, который, и вкушая манпу, и вкушая хлѣбъ, одинаково былъ недоволѳнъ, и находясь въ Египтѣ, и
будучи избавленъ оть Египта, въ присутствіи Моисея и по ого
отшѳствіи. Но указывай на тѣхъ, которыѳ вниматѳльны, которыѳ
бодрствують, и сообрази, какую они могутъ извлекать отсюда
пользу, видя душу безстрастнуго, разумъ не порабощѳнныА, языкъ
дерзновенный, человѣка, который, будучи пустынпожителемъ, торжѳствуетъ надъ царемъ; будучи узникомъ, не уступаѳтъ; будучи
усѣкаѳмъ, нѳ молчитъ. Нѳ останавливайся дажѳ и па этомъ, а
і;зслѣдуй и то, что было потомъ. Иродъ усѣкъ, а Іоаннъ былъ
усѣчѳнъ. Кто жо изъ нихъ ублажается всѣми? Кто счптается
ревнителѳмъ? Кто прославляется? Кто увѣнчивается? Кто восхваляется? Кто славословнтся? Кто служитъ предмѳтомъ удивлѳнія?
Кто обличаетъ доселѣ? Нѳ тотъ ли, кто въ каждой церкви
провозглашаеть:

не

достоитъ ти имѣти жены брата

твоего

Филиппа (Мате. хіѵ, 4)? Α (Йродъ) развѣ пѳ осуждается и
послѣ своей кошіипы за свое прелюбодѣйство, беззаконіѳ и безумство? Пойми, послѣ всего сказаннаго, какова сила узнпка,
какова слабость тирана. Послѣдяій не могъ заставить смолквуть
и одаого языка, а упичтожая сго, онъ на мѣсто него η вмѣстѣ