Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
644

ТВОРВШЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО.

слѣдствіи этотъ самый гонитель прѳвзошѳлъ всѣгь (въ вѣрѣ) и
его дѣятѳдьность просіяда ярче солнца, и обняда всю вседенную.
Гдава X X L Еслн же скажешь: для чѳго въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ допускается столько опасностѳй и столько навѣтовъ?
то уэнай и причину этого. Какая же это была причина? Настоящая жизнь ѳсть ристалшцѳ, упражненіѳ и борьба, пѳчь, мастерская ддя добродѣтеди. Какъ кожѳвникъ, подучая кожи, сначала
разшшаѳтъ ихъ, растягнваетъ, колотитъ, бьетъ ο стѣны и камни, и
черѳзъ тысячи разныхъ приспособлѳній дѣлаетъ ихъ пригодными
для окраски, и потомъ придаетъ имъ хорошШ цвѣтъ; и какъ
настѳра зодотыхъ дѣлъ броса&тъ золото въ огонь, подвѳргають
его пробѣ въ пѳчи, такъ чтобы сдѣлать его наиболѣѳ чистымъ;
и какъ воспитатели юдошей упражняютъ ихъ на ристалищахъ
носрѳдствомъ раздичныхъ трудовъ, давая имъ болѣѳ сильныхъ
противниковъ, чтобы они, всѳ исполняя при упражненіи съ тѣламя
учитѳлей, могди оказаться стойкими и въ дѣйствительной борьбѣ,
способными встрѣтять противниковъ и лѳгко поразить ихъ, — такь
дѣйствуетъ и Богь въ настоящей жизни: желая приготовить
души къ добродѣтели, Онъ и угнѳтаетъ ихъ, и удручаѳтъ, и подвѳргаетъ самымъ тяжедшгь испытаніямъ, такъ чтобы падающихъ
и слабыгь устранить, а дюдѳй достойныхъ сдѣлать ещѳ болѣе
достойными, недоступными для навѣтовъ дѳиона и ддя сѣтѳй
діавола, и особенно всѣхъ достойными полученія будущихъ благъ.
Чѳловѣкъ, говоритъ Писаніе, нѳ перенесіпій нспытаній, нѳ обладаетъ опытностью, какъ и Павѳлъ говоритъ: скорбь терпѣніе еодѣловаетг, терпѣніе же искуеетво (Римл. ѵ, |3, 4). Чтобы сдѣлать
насъ болѣѳ твѳрдыии и терпѣливыми, Богь попускаѳтъ всякія
испытанія на насъ. Повтому Онъ попустилъ Іову пѳренести всякія
бѣдствія, чтобы онъ .сдѣлался еще болѣе опытньпсъ въ добродѣтѳли
и заградилъ уста діавола; потому же Онъ удручалъ я апостоловъ,
чтобы они сдѣлалнсь болѣе мужѳствѳнными и обяаруясиваля собственную силу. Α это причина не иалая. Поэтоиу и Павлу, когда
ояъ искалъ облегчѳнія и отдыха отъ обурѳвающигь золъ, Ояъ
сказалъ: довлѣетъ ти благодатъ Моя: сила бо Моя еъ немощи соверишется (2 Кор. хп, 9 ) .

Глава Х Х П . Даясѳ и тѣ, кто ѳще яѳ приняля учонія христіанскаго, могуть получить отсюда великую пользу, ѳсли будутъ вниматѳльны. Видя, какъ праведняки сносили несправѳдливости,
тѳрпѣди оскорбленія, были заключаѳмы въ темницы, подвѳргались
клевѳтамъ, окружались кознями, были обезглавливаемы, сяшгаемы,
бросаѳмы въ иорѳ и нѳ устрашались никакого бѣдствія,—подумай, съ какямъ удивленіемъ относились къ этимъ чудеснымъ
борцамъ и тогдашніе и тѳпѳрепшіѳ люди. Все слу іявшееся не
т