Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
546 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. съ нимъ открылъ тысячи устъ. А Іоаннъ тотчасъ же сталъ
устрашать его и послѣ казни (вѣдь совѣсть Ирода потрясалась
такимъ страхомъ, что онъ сталъ думать, будто Іоаннъ, воскресши
изъ мертвыхъ, началъ творить чудеса), и теперь, въ теченіе
всего времени, онъ обличаетъ всю вселенную и чрезъ самого
себя и чрезъ другихъ. Каждый, читая это Евангеліе, говоритъ:
не достоитъ ти имѣти жены Филиппа брата твоего; да и по¬
мимо Евангелія, въ собраніяхъ и обществахъ, въ домахъ и на
рынкѣ, повсюду, хотя бы ты пошелъ въ страну персовъ, хотя бы въ
. страну индійцевъ, хотя бы въ страну мавровъ, хотя бы въ любую
страну, въ которой свѣтитъ солнце, и до самыхъ послѣднихъ пре- ‘
дѣловъ ея, вездѣ услышишь ты этотъ голосъ и увидишь, какъ
праведникъ тотъ еще и теперь вопіетъ, проповѣдуетъ, обличаетъ
зло тирана, и никогда не молчитъ, такъ что и самая продолжи¬
тельность времени не ослабляетъ его обличеній. Какой же вредъ
получилъ этотъ праведникъ отъ своей кончины? Что вреднаго
отъ насильственной смерти? Что отъ узъ? Что отъ темницы? Ие
исправилъ ли онъ людей благоразумныхъ тѣмъ, что онъ говорилъ
тамъ, что онъ выстрадалъ тамъ, и теперь проповѣдуя то же, что
проповѣдывалъ и при жизни? Поэтому не говори, почему допу¬
щено ему было умереть. Это была не смерть, а вѣнецъ, не кон¬
чина, а начало лучшей жизни. Научись же любомудрствовать,
и не только не получишь никакого вреда изъ всего этого, а по¬
лучишь величайшую пользу. А что сказать о египтянкѣ? Не обвиняла ли она Іосифа?
Не распространяла ли о немъ худой славы? Не оклеветала ли
его? Не ввергла ли его въ темницу? Не подвергала ли его край¬
ней опасности? Не хотѣла ли погубить, когда онъ былъ у нея?
525 Но какой вредъ ему былъ тогда, или теперь? Подобно тому, какъ
горячіе угли, скрытые подъ соломой, сначала кажутся потухшими,
но внезапно начинаютъ пожирать лежащее надъ ними, и воспла¬
меняемые этой самой соломой, высоко выбрасываютъ пламя,—
такъ и добродѣтель, которая казалась подавленной клеветой, за¬
тѣмъ вслѣдствіе самыхъ препятствій разцвѣтаетъ еще болѣе
и поднимается до самаго неба. Можно ли было сдѣлать что-ни¬
будь для этого юноши лучше того, что сдѣлано было для него
клеветой и навѣтами, хотя бы взять самый престолъ въ Египтѣ
и даже царство тамъ? Всегда съ страданіями связываются слава,
благоденствіе, вѣицы. Развѣ не прославляютъ его по всей вселен¬
ной? И самая иродолжительность времени но ослабила воспоминанія
о немъ, но блистательнѣе и тверже царскихъ статуй его добро¬
дѣтель и мудрость воздвигли себѣ, такъ сказать, статуи по всей
вселенной въ странѣ римлянъ и въ странѣ варваровъ, въ со-