Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТѢМЪ, КОТОРЫВ СОВЛА8НЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШИМИ НЖСЧАОТІЯМИ.

541

потерпѣлъ смѳрть. Но если за обличѳніѳ незаконнаго брака, каковой ояъ видѣлъ передъ собой (вѣдь онъ даже не исправилъ
совершаѳмаго грѣха, а только говорилъ и не хотѣлъ перестать),—
если за то только, что говорилъ, не дѣлая ничѳго болыпе, онъ
считается мученикомъ и даясѳ первымъ изъ мучениковъ, за то,
что былъ усѣченъ, то потѳрпѣвшіе столько наказаній и выступавшіе не противъ Ирода, а противъ властѳлиновъ всѳй вселенной, и противившіѳся не беззаконному браку, а защищавшіе законы отечѳства и правида цѳркви, словани и дѣлами, обнаружи- 520
вавшіе мужѳство, подвѳргавшіѳся смерти ежѳдневно—и мужи, и
жѳнщины, и дѣти, то развѣ они не были бы достойны причислѳ- .
нія къ сонму мучениковъ? Такъ, Авраамъ, который въ дѣйствитѳльности и не умѳртвилъ своего сына, а умертвилъ его только
въ своемъ намѣреніи, услышалъ говоряіцій свышѳ голосъ: не
пщадѣлъ

еси еыпа твоего возлюбленнаго Мене ради (Быт. ххн,

12).

Такъ всегда намѣреше, когда оно исходитъ изъ добродѣтели, получаетъ полный вѣнецъ. Бсли жѳ тотъ, кто нѳ пощадилъ сына,
провозглашенъ былъ таковымъ, то тѣ, которые не щадили самихъ себя, подумай, какую получатъ они награду за то, что
не одинъ, не два и не три дня, а въ течѳніѳ всей своѳй жизни
твердо исполняли повелѣнія, подвергаясь поношеніямъ, оскорбленіямъ, бѣдствіямъ и кдевѳтамъ. Α ѳто нѳ малая заслуга. Поэтому
и Павелъ, восторгаясь ею, говоритъ: ово убо попошенми и екорбми
позоръ быеше, ово же общницы бывъие оюшущимъ тако (Евр. х, 33)«

Что же говорить ο тѣхъ, которые нѳ только сами умирали, но и
побуждади къ стойкости и другихъ мужѳй и женъ? Апостолъ
восхваляетъ ихъ. Многіѳ раздавали свои имущества, чтобы доставить нѣкотороѳ утѣшеніе узникамъ и изгнанникамъ въ постигшемъ ихъ бѣдствіи, и съ радостью прининали расхищевіѳ ихъ
имущѳствъ, по слову апостольскому; другіе лишались то отечечества, то самой жизни. Поэтому, видя такоѳ богатство, такую
подьзу для церкви, видя, сколько собрано сокровищъ, видя, какъ
раньше павшіѳ сдѣлались потомъ сильнѣе огня и, избѣгая тѳатровъ, удаляются въ пустыни и превращаютъ доливы и горы въ
церкви, видя, какъ никто нѳ пасѳтъ стада, а между тѣмъ овцы
соблюдаютъ порядокъ какъ при пастухахъ, какъ воины въ отношеніи кужества и стойкости соблюдаютъ порядокъ при военачадьникѣ, и всѣ съ надлѳжащей рѳвностью и тщательностью
исполняють повелѣнія,—цѳужели ты не удивишься и не порааишься, какое отсюда произошло благо? Не только яшвущіѳ благочестиво, но многіе изъ тѣхъ, которые увлекались зрѣлищами
и ристалшцаіш, охвачѳнные ревностью сильнѣѳ огня, оставили
всѳ вто бѳзумство, пошди противъ самихъ мѳчей, привлекаемые