Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
540

ТВОРЕНШ ОВ. ІОЛННА ЗЛАТОУСТАГО.

гораздо большѳ. Но если бы даже и болыпе было пѳрвыхъ, то
лучше одинъ дѣлающій волю Божію, чѣмъ тысячи беззаконныхъ.
Глава X I X . Подумай, сколько людѳй удостоилось мученическаго вѣнца. Одни были бичуѳмы, другіѳ ввергались въ тѳмницу,
519 иныѳ заключались въ оковы, какъ злодѣи, иные изгонялись изъ
отечества, иныѳ лишались имущества, иные высылаемы были на
чужбину, иные тѳрпѣли смерть,—одни и дѣйствитѳльно, а другіѳ
хогя бы только въ наиѣрѳніи. И когда они видѣлн, какъ изготовлялись на нихъ копья, точились мѳчи, такъ что они ѳжѳдневно
находились иодъ ударами новыхъ угрозъ, какъ начальники, пылая гяѣвомъ, угрожали имъ рмертью, выставляли передъ ними
тысячи всякигь пытокъ н наказаній, оші и тогда не падали и не
смущались, но неподвижно стояли (какъ) на скалѣ, готовыѳвсезто
перенѳсть и потерпѣть, только бы не участвовать въ беззаконіи
совершающихъ зло,—и нс только муяш, но и жѳны. Эту борьбу
выдѳрживали и женщины, и часто дажѳ мужествѳннѣѳ самихъ
мужчинъ. И не только жешцины, но юноши и дажѳ дѣти. Итакъ
скажи мнѣ, неужѳли весь зтотъ сонмъ мучениковъ мадо пользы
принесъ церкви? Всѣ они мучеішки; вѣдь мученикани были не
только тѣ, которыхъ влекли въ судилище, которымъ приказывали
приносить жертвы, и они, оставаясь непреклонными, потерпѣдн
все это, но и тѣ, которые готовы были потерпѣть всѳ изъ-за благоугожденія Богу. И есди вниматѳльно разсмотрѣть, то послѣдніе
дажѳ болѣе, чѣмъ первые. Вѣдь нѳодно итожѳ, когда кто-нибудь,
имѣя избирать между мучѳніями и вѣчной погибѳлью своей души,
тѳршпъ все, чтобы не погибнуть, и когда кто за меныпѳе добро
терпить то жѳ мучѳніе. Что мученическій вѣнецъ получаютъ не
только потерпѣвшіе муку, но и тѣ, которые готовы къ ней, и дажѳ,
какъ я сказалъ преждѳ, потерпѣвшіе за мѳньшеѳ суть бодыпіе
мученики, это я попытаюсь доказать на основаніи изреченія Павла.
Приступивъ къ перѳчислѳнію просіявпшхъ среди предковъ, блаженный Павелъ, начавъ съ Авѳля, затѣмъ переходитъ къ Ною,
Аврааму, Исааку, Іакову, Моисею, Іисусу (Навину), Давиду, Самуилу, Иліѣ, Елисею, Іову, и говоритъ такъ: мѣмже убои ми толикъ гімуще облежащъ насъ оілакъ свидѣтелей (Бвр. Δ ι , 1). Между

тѣмъ, нѳ всѣ они въ дѣйствительности были умерщвлены, а вѣрнѣѳ ни одинъ изъ нихъ, кромѣ двухъ-трѳхъ, напр. Авѳля, Іоанна,
а другіѳ всѣ закончили жиздь собственной смѳртью. Самъ Іоаннъ
былъ унѳрщвлѳнъ не за то, что ѳму приказывали принѳсти жертву
и онъ не послушался, нѳ за то, что онъ, приведенный къ жертвеннику, не хотѣлъ поклониться идолу, а за одно толысо слово. Онъ
говрридъ Ироду: не достогтъ ти гшѣти жѳны Филиппа, брата
твоего (Матѳ. хгѵ, 4). За ѳто онъ ввергнуть былъ въ тѳиницу и