Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
I 542 ТВОРКНІЯ СВ. ІОАННА. ЗЛАТОУСТАГО. къ начальникамъ н подвергаемые пыткамъ насмѣхались надъ
угрозами, показывая, какова сила добродѣтели- и какъ самый не¬
годный человѣкъ, когда онъ раскается и обратится, возвышается
до свода самаго неба. Видя такіе подвиги, столько сплетаемыхъ
вѣнковъ, такое назиданіе,—откуда, скажи мнѣ, можетъ явиться
соблазнъ? Отъ погибшихъ, скажетъ кто-нибудь. Но какъ я ужо
сказалъ и не перестану говорить, эту причину своей погибели они
должны приписывать сами себѣ. Это именно показало вамъ все
изложенное слово. Но я укажу и на другое благо. Какъ многіе
. изъ тѣхъ, которые носятъ маску благочестія и которые имѣютъ
прозрачную честность, почитаются великими, хотя п не состоятъ
таковыми, какъ многіе изъ нихъ внезапно въ наше время разоб¬
лачались и, обличенные въ своемъ обманѣ, являлись таковыми,
каковы они есть, а не такими, какъ они ложно и обманно
621 хотѣли казаться? Между тѣмъ весьма и весьма полезно раз¬
личать тѣхъ, которые покрыты лишь овечьей шкурой, и вол¬
ковъ, скрывающихся такъ, не смѣшивать съ дѣйствительными
овцами. Это время сдѣлалось печью, которая обличила монету,
имѣющую въ себѣ мѣдь, расплавляла олово, сжигала солому,
ложно придававшую больше цѣны драгоцѣннымъ веществамъ.
На это именно указываетъ и Павелъ, говоря: подобаетъ бо и ере-
еемъ в* васъ бъшш, да искуснк* явлена бываютъ въ васъ (1 Кор. хі, 19). Глава XX. Итакъ, не смущайся этимъ, — ни тѣмъ, что свя¬
щенники теперь, сдѣлавшись негодными, свирѣпѣе всякаго волка
набрасываются на паству, ни тѣмъ, что начальники и правителя
обнаруживаютъ большую жестокость. Вспомни, что съ апостолами
случалось нѣчто еще болѣе жестокое. Тогда именно скипетроно-
сецъ, будучи тайной беззаконія (какъ назвалъ его Павелъ), совер¬
шалъ всѣ виды зла, всѣхъ увлекалъ ко злу; однако и онъ не
могъ повредить ни церкви, ни благороднымъ тѣмъ мужамъ, а
сдѣлалъ ихъ еще болѣе славными; священники же іудейскіе были
такъ негодны и лукавы, что нужно было запрещать народу рев¬
ностно слѣдовать ихъ жизни: на Моисеев» сѣдалищи сядоша книж-
ницы и фарисее: веяубо, еяика аще рекутъ вамъ блюсти, соблюдайте
и творите: по дѣломъ же ихъ не творите (Матѳ, ххін, 2—3). Что
можетъ быть лукавѣе священниковъ, ревность въ подражаніи ко¬
торымъ оказывается гибельной, и однако, несмотря на то, что тогда
властвовали такіе люди, лица просіявшія, увѣнчанныя, не только не
потерпѣли никакого вреда, а прославились еще больше. Поэтому
не нужно удивляться тому, что произошло. Повсюду испытанія
бодрствующимъ приходятъ и отъ своихъ, и отъ чужихъ. Такъ и Па¬
велъ, видя цѣлыя тучи надвигающихся на нихъ опасностей и боясь,
чтобы нѣкоторые изъ учениковъ не устрашились, — въ своемъ по- і