Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
538

ТВОРЕШЯ ОВ. ІОАТПТА 8ЛАТОУСТАГО.

517 Опъ умеръ з а людеЯ? Но говоря ο псбѣ, землѣ, морѣ, объ всемъ
другомъ, что сотворилъ Христосъ для пашѳй пользы π наслажденія, онъ постоянно возвращается къ кресту, говоря: составляетъ
же Свою любовь къ намъ Богъ, яко еще грѣшпикомъ сущимъ намъ
Хриетосъ за ны умре (Римл. ѵ, 8, 9 ) . И отсюда онъ подаѳть иамъ
добрыя надѳжды, говоря: аще 6о врази бывше примирихомся lUny
емертію Сына Его, мпожае паче примириешеся спаеемея &ь жи-

вотѣ Его (Гимл. ѵ, 10). Не зтиігь лн особепво онъ и самъ хвадптся,
много размышляѳтъ, ликуотъ и восторгаѳтся отъ удовольствія,
такъ говоря въ посланіи къ галатамъ: мнѣ же да не будежь хеалитися токмо ο крестѣ Гоепода пашего Іиеуеа Хриета (Гал. п , 14).

I I что удивляѳшься, ссли ІІавелъ ликустъ, восторгаотся π хвалятся итимъ? Самъ Хрястосъ, потѳрпѣвшій столысо, называетъ
это дѣло славой: Отче, говоріггъ Ояъ, пріиде часъ, прослави Сына

Твоего (Іоан. χνιι,
убо

бѣ Духъ

1), π учсникъ, напясавшШ

Святый, яко Іисусъ

не

это, говоритъ: не

у 6»

проелавленъ (Іоап.

VII, 39), разумѣя подъ славой крсстъ. Когда же хотѣлъ показать имъ Его любовь, το ο чѳмъ говорилъ? 0 чудесахъ ли, знамепіяхъ π необычайныхъ дѣйствіяхъ? Отнюдь нѣтъ; по указываѳтъ па крестъ, говоря: тако 6о возлюби Богъ міръ, яко и Сына
Своего единороднаго далъ есть, да веякъ вѣруяй въ Онь, не погибнетъ,
но имать животъ вѣчный (Іоан. ш, 10). И Павѳлъ тоже говорптъ:
иже убо Своего Сына пе пощадгъ, но за наеъ всѣхъ предалъ есть Его;
како убо не и съ Нимъ вея памъ дарствуетъ (Рим. ѵш, 32). Α когда

хочегъ привести къ смиренію, то, дѣлая увѣщанія, онъ говоритъ
такъ: аще убо кое утѣшеніе ο Христѣ, или аще пая утѣха любве,
аще кое общеніе духа, аще кое милоеердіе и щедроты, иеполните мою
радость, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, едипомуд))еяни: пичтоже по рвенію или тщсславгю, но смиренпомудріемь
другъ друга честію болша се&іь творяще (Фил. π, 1 — 3 ) , затѣмъ, давая совѣтъ, говоритъ: еіе бо да мудрствуется въ васъ, еже и во
Христѣ Іисуеѣ: Иже во образѣ Еооюіи еый не восхищеніемъ непгцева
быти равенъ Богу: но Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи
человгьчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся яко же челоеѣкъ, смирилъ
Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же креетныя (Фид. и,

5—8). И опять, разсуждая ο любви, говоритъ слѣдующѳе: и ходите
въ любви, якооюе и Христосъ возлюбилъ ееть насъ, и предаде Себе $а ны
приношеиле и жертву Богу въ воню благоуханія (Еф. ѵ, 2). Увѣщевая
женъ къ ѳдияомыслію съмуясьями, онъ говоритъ: муоюіе, любите
своя жены, якоже и Хришоеъ возлюби церко$ь и Себе предаде за ню
%

(Еф. ѵ, 25). Затѣмъ и самъ Христосъ, показывая, насколько Онъ
стремился къ этому и насколько жаждалъ страданій, когда первыП изъ апостоловъ, основаніе церкви, глава сонма учениковъ,