Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
CJ0BO КЪ ГМГЬ, КОТОрЫЕ СОБЛХЗЯЯЮТСЯ ПРОИСШЕДПШМИ НЕСЧА.СТІЯ1Ш.

537

нѣтъ; но всѣмъ слѣдовало давать ради тѣхъ, которые имѣли
получить отъ нихъ пользу. Соблазнившісся (опять я пе переставу
говорить это) пусть сами сѳбѣ приписываютъ собдазны; а для тѣхъ,
которые имѣли получнть отъ нихъ величайшую пользу, развѣ не
было бы вѳликою несправедливостью, если бы по прпчинѣ неразумія
и нерадѣнія другихъ итѣ, кто имѣли бы получить отъ вихъ великую
пользу, быди бы лишены этой пользы? Итакъ не говори мнѣο погибающихъ, потому что, какъ я уже сказалъ въ предшествующей
бесѣдѣ, никто изъ тѣхъ, которыѳ саміг себѣ пе вредятъ, нѳ получаютъ вреда и отъ другихъ, хотя бы подвергалась опасности
самая ихъ жизнь.
Глава Х У І . Какой вредъ, скажи мнѣ, получилъ Авель, убитый
братской рукою и потѳрпѣвшій безвремевную и насильственяую
снѳрть? Цѳ большѳ лионъ получилъ иользы,пріобрѣтяблистатель
нѣйшій вѣнецъ? Какой вредъ получилъ Іаковъ, столько потерпѣвшій отъ своего брата, сдѣлавшійся лишеннымъ отечества бѣглѳцомъ, странникомъ и рабомъ, и доведенный до краііняго голода?
Сколько потерпѣлъ Іосифъ, подобнымъжеобразомъ лишеняый отѳчѳства и дома, сдѣлавшійся плѣнникомъ, рабомъ иузникомъ, подвергавпгійся крайнимъ опасностямъ и перѳнѳсшій столько клеветъ? Что
потѳрпѣлъ Моисей, столько разъ оскорбляемый своимъ народомъ,
при чемъ тѣ самые, которымъ онъ благодѣтѳльствовалъ, строили
ену козни? Α что было съ пророками, которыѳ всѣ тердѣли адо
отъ іудеевъ? Что быдо съ Іовомъ, на котораго возставалъ діаволъ
съ безчисленными коанями? Что было съ трѳмя отроками? Что съ
Даніиломъ, которому угрожала крайняя опасность его жизни
и свободѣ? Что было съИліей, который, живя въ крайнѳй бѣдности,
гонимый, угнетаѳмый, пребывая въ пустывѣ, всегда былъ бѣглецомъ и странникомъ? Что было съ Давидомъ, который столько
потерпѣлъ сначала отъ Саула, а послѣ и отъ собственнаго сына?
Раавѣ ве больше просіялъ онъ, іхеренося самыя крайнія бѣдствія,
чѣмъ когда наслаждался благоденствіемъ? Α что было съ Іоанномъ,
пострадавпшмъ чрезъ усѣкновеніѳ? Что было съ апостолами, изъ
которыхъ одни были умерщвдѳны, а другіѳ подвергались всевозможнымъ бѣдствіямъ? Что было съ мучениками, которые испускали духъ среди уясасныхъ мучѳній? Нѳ всѣ ли они тогда
именно особенно и вросіявали, когда подвергались испытаніямъ
когда подвергались навѣтамъ, когда нужествѳнно выдерживалк
крайнюю бѣдствѳнностъ?
Глава Х Ѵ П . Прославляя общаго намъ Господа за все другое,
нѳ особенно ли мы прославляемъ Его, восторжѳнно восхваляемъ
за кресгь, аа эту безславную смерть? Нѳ выставляетъ ли Павѳлъ
признакоісъ Его любви къ памъ то имѳнно, что Онъ умѳръ, что