Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
53 6

ТВОРЕНІЯ ОВ. 10ΑΚΚΑ аЛАТОУОТАГО.

Глава XV. Α крестъ Христовъ, искупившій вседенную, разсѣявшій заблужденіе, землю превратившій въ небо, разсѣкшій узы
смерти, сдѣлавшій адъ неяужрымъ, разрушившій твердыню діавода,
закрывшій уста дѳмонамъ, обратившШ людей въ ангедовъ, разрушившій жѳртвенники и ниспровѳргшій капшца, насадившій на землѣ
новое и нѳобычайноѳ любомудріѳ, произведшій безчислѳнныя блага,
страшныя, вѳликія и возвышенныя, — развѣ ояъ нѳ быдъ соблазномъ для многихъ? Развѣ Павелъ не взываетъ ежеднѳвно,
говоря и нѳ стыдясь: МЫ же проповѣдуемъ Христа распята іудеемъ
убо соблазпъ, еллиномъ же безуміе (1 Кор. і, 23). Но что же, скажи

мнѣ, неужѳли нѳ нужно было являться Христу, не нужно быдо приносить эту страшную жертву? Неужели не нужно было совершать
этихъ спаситѳльныхъ дѣлъ — потому только, что ѳто было соблазномъ для погибающнхъ, и тогда, и посдѣ того, и на всѣ времена? Кто настолько безуменъ, кто настолько нелѣпъ, чтобы говорить это? Здѣсь нужно ішѣть въ виду не соблазняжщихся,
сколько бы ихъ яи было, а спасенныхъ, исправденныхъ и наслаждающихся любомудріѳмъ, и не нужно говорить что-дибо ο соблазняющихся, потому что они доляшы приписывать это самимъ
себѣ; такъ то же самое и теперь. Соблазнъ произошелъ не отъ
природы самого креста, а по причинѣ самихъ соблазнющихся,
почему и говоритъ Павелъ: самимъ же званнымъ, іудеемъ же и
еллиномъ, Христа Божгю силу и Божію премудрость (тамъ жѳ 2 4 ) .

Вѣдь и солнцѳ иричиняетъ вредъ больнымъ гдазамъ, но что же
отсюда? Неужели не долясно быть солнцу? Медъ кажетея горькимъ
для больныхъ. Что же, неужели и его надо удалить? Не бгАв ди
сами апостолы для однихъ запахомъ смертопоснымъ на смѳрть, а для
другихъ запахомъ жизни на жизнь (2 Кор. п, 16)? Равнымъ образомъ въ виду погябающихъ развѣ не должно живымъ наслаждаться такинъ попеченіѳнъ? Самое пршпѳствіе Христа, наше
спасѳніе, нсточникъ благъ, жизнь, безчисленныя благодѣянія,
сколькихъ людей оброменяли они, сколысихъ липгали извинѳнія
и снисхожденія? Не слышишь ли, что говорить Христосъ объ
іудѳяхъ: аще не быхъ пришелъ и глаголалъ имъ, грѣха не быгиа гшѣлщ
510 пыпѣ же извиненія не имутъ ο грѣеѣ своемъ (Іоан. хѵ, 22). Что же?

Такъ какъ послѣ Христова пришествія грѣхъ ихъ сдѣлался неизвинитѳльнымъ, такъ ноужели изъ-за этихъ злыхъ Онъ не долженъ
былъ приходить ради тѣхъ, которые имѣли воспользоваться бдагомъ? Кто бы сказалъ это? Конѳчно никто, кроісѣ крайне неразумныхъ. Α сколько людѳй, скажи мнѣ, соблазнились вслѣдствіе
самыхъ Пнсаній? Сколько ересѳй возяикло подъ предлогомъ ихъ?
Такъ яеужѳли слѣдовало бы уничтожить Писанія ради собдаанявшихся? Пля не слѣдовало бы давать пхъ съ самаго яачада? Отиюдь