Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ОЛОВО КЪ ТѢМЪ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗПЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШИМИ НЕСЧАСТІЯМИ.

535

ваемые гвозди, видя всѣ издѣвательства, совершаѳмыя развращсннымъ пародомъ, самъ онъ пошелъ прямымъ путемъ, говоря:
помяни мя во царствіи теоемъ (Лук. ххш, 42). И этимъ опъ за-

стаішлъ смолкнуть обвинитѳля, исповѣдывалъ собствѳвпыѳ грѣхп
іі любомудрствовалъ ο воскрѳсѳвіи, хотя нѳ видѣлъ, іш какъ мертвые воскресали,никакъпрокаженные очищались, пи какъ утишалось море, изгопялись демоны, умножались хлѣбы, ни всего того, что
видѣлъ народъ іудѳйскШ, и несмотря на все это, распялъ Хрпста.
Ппдя Христа уничиженнымъ, онъ исповѣдывалъ въ немъ Бога, вспомвялъ ο царствіи и размышлялъ ο будущемъ; а они, видѣвъ, какъ
Христосъ совершалъ чудѳса, наслаждаясь учѳвіемъ Бго и черезъ
слова и черезъ дѣла, нѳ только не получили пользы, но и поверглиеь въ крайнюю бѳздну погибѳли, вознеся Его на крестъ.
Віідишь ли, что неразумные и нѳгодные нѳ получаютъ пользм
даже іі отъ добра; благоразунные жѳ и бдительнме получаютъ
величайшую пользу и отъ того, чѣмъ соблазняются другіѳ. То жѳ ·
самое можно видѣть и на Іудѣ, и на Іовѣ. Іуда не получилъ спасенія даясѳ отъ Христа, спасшаго вселенную, а Іовъ нѳ іхотерпѣлъ
вреда даже и отъ губительнаго діавола. Но одинъ изъ нихъ, переиося тысячи золъ, получилъ вѣнецъ, а другой, видя чудеса и
самъ совершая ихъ, воскреіпая мѳртвыхъ и изгоняя бѣсовъ
(вѣдь и онъ имѣлъ такую власть), слыша множество поученій ο
царствіи и гееннѣ, пришшая участіѳ въ таинственной трапезѣ,
будучи допущѳнъ къ страпшой вечери н вообщѳ пользуясь такимъ же благоволѳніемъ и промышлѳніѳмъ, какимъ пользовалнсь
ІІетръ, Іаковъ и Іоаннъ, и даже еще болыпими, — послѣ всего
такого благоволенія и снисхожденія, каковыми пользовался въ
избцткѣ, такъ какъ ему были поручены даже н дѳньги для вищихъ, послѣ всѳго зтого, онъ все-таки впалъ въ безуміѳ и, чрезъ
сребролюбіе поддавшись сатанѣ, по собствѳнной волѣ сдѣлался 5іг>
предателемъ и совѳршилъ величайшѳе изъ золъ, продавъ за
тридцать сребреняковъ такую кровь и прѳдавъ Господа коварнымъ поцѣлуеиъ. Кто бы не соблазнился этимъ, совершеннымъ со
стороны ученика, предатѳльствомъ? Α что сказать ο обитателѣ
пустыяи, ο плодѣ безплодной, ο сынѣ Захаріл, который, удостоившясь крестить тую святую и страпшую голову, дѣлается
Прѳдтѳчей собственнаго Господа? Когда онъ прѳбывалъ въ тѳмницѣ,
былъ усѣченъ и сдѣлался предметомъ награды для блудной плясуньи, какъ многіе соблазнядись тогда! Но что я говорю^ тогда?
Какъ многіѳ и топерь, послѣ столь долгаго времени, слыша это,
собдазняются! Да что говорить объ Іоавнѣ, объ его тѳмницѣ, его
усѣкновеніи? Зачѣмъ обращаться къ служителямъ, когда мояшо
обратяться къ самому Господу?