Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЬМЪ, КОТОРЫК 00БЛА8НЯЮТСЯ ПРОЯСШЕДШИМЯ НЕСЧАСТІЯМИ.

533

яко мзда еаша многа на небееѣхъ (Мдтѳ. ѵ, 11, 12). И ѳто блаженство оправдалось на нѳмъ съ вѳликой полнотой. Дажѳ и бдизкіе
къ нѳму дюди тогда кдѳвѳтали на нѳго, говоря, что онъ наказанъ
меныпе, чѣмъ погрѣпшлъ, возводили на него великія обвиненія,
дожныя слова и тяжкія клѳветы. Но онъ избавилъ ихъ отъ угрояеавшей имъ опаоности тяяскаго удара, нисколысо не упрекая яхъ
за все сказанноѳ ямя. И здѣсь опять ясполнялось яадъ яимъ изреченіе: любите враги ваша, молитеся за творяцихъ вамъ папасти
(Матѳ. ѵ, 44). И онъ дюбялъ своигь враговъ, молился за яяхъ,
утяшалъ гнѣвъ Божій я яскупнлъ грѣхя ихъ; хотя яѳ имѣлъ
возможности сдышать яя пророковъ, яя евангѳлнстовъ, яя учитѳлѳй, ни кого-нибудь другого, кто бы наставлялъ его добродѣтѳли. Вндяшь ля, каково благородство душя, и какъ ояа бываетъ
достаточно добродѣтольна, хотя бы не пользовалась никакимъ попѳченіемъ? Мѳжду тѣмъ самые предки его не толысо нѳ были
благочѳстявы, но отлячадясь вѳликикъ зломъ. 0 предкѣ яменно его
говоридъ Павелъ: да пе кто блудодѣй, или екверпитель, яко же
Иеавъ, иже за ядь едину отдалъ есть первородство свое (Евр. ХІІ, 16).
Глава X I V . Α что, скажн мнѣ, было съ апостолами? Нѳ слу- біз
чалнсь ди съ нями тысячя соблазновъ? Послушай, что говоритъ
Павелъ: вѣси ли еіе яко отвратишася отъ мене веи иже отъ Асіи,
отъ пихъ же ееть Фигеллъ и Ермогенъ (2 Тим. і, 15). Не пребывадя ля эти учнтѳли въ узахъ? Пе подвергались ля оковамъ?
Не тѳрпѣли ля всякаго зла отъ домашяихъ, какъ и отъ чужихъ?
Не вторгалясь ля въ паству послѣ ннхъ я вмѣсто нихъ лютые
волкн? Не предсказывалъ ля это Павелъ ефесявамъ, прязвавъ
ихъ въ Мялеть? Азъ бо вѣмъ сів, яко по отшествіи моемъ енидутъ
валцы тяжцы въ васъ, не щадящіи стада. И отъ васъ еамѣхь ѳостанутъ мужіе, глаголющіи развращенная, еже отторгати ученики въ
слѣдъ себе (Дѣян. хх, 29, 80). Развѣ мѣдникъ Александръ нѳ причинялъ ему тысячѳй непріятяостей, повсюду гоня ѳго, возставая
іі нападая на него и поворгая его въ такія бѣдствія, что онъ и
ученяка своего прѳдостерегалъ отъ этого, говоря: отъ пего же
и ты себе блюди: зѣло бо протиеится словесемъ нашгшъ (2 Тіш.
іѵ, 15). Α развѣ вось народъ галатскій не былъ совращенъ тайныші лжѳбратьями и увлеченъ въ іудѳйство? Α развѣ не въ
началѣ саиой проповѣдя Стефанъ, слова котораго токля сильнѣѳ
рѣкъ, всѣхъ^пряводя въ молчаніе я заключая нѳчостявыя уста
іудеевъ, н которыйно находнлъ сѳбѣ протнвника, такъ чтопикто
нѳ могъ протнвостоять ому, когда онъ ннспровергалъ іудѳйскоо ученіѳ, одѳрживалъ свѣтлыѳ трофеи π блистатѳльныя побѣды, — этотъ
благородный мужъ, мудрецъи исполнѳнный благодатя, принесшій
такую иользу церквя, хотя и не долго трудился въ дѣлѣ προ}