Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЫГЬ, КОТОРЫВ СОБЛАЗНЯЮТСЯ ПРОИСШВДШИМИ НК0ЧА0Т1ЯМИ.

531

блѳна? Если даясѳ въ дѣйствитѳльности и нѳ случилось такъ, то
онъ всѳ-такя ожидалъ этого, и всѳ сносилъ мужѳственно, такъ что ни
бѣдствія не смущали его, ни благодѳнствіѳ нѳ возгордидо ѳго, но
іі во врѳмѳна бѣдственности онъ сохранилъ то жѳ самое состояніѳ
духа. Α когда обѣщанъ былъ ему сынъ, то нѳ было ли безчислѳнныхъ прѳпятствій,—прѳпятствій отъ самаго разума? Но, преодолѣвая всѣ ихъ, подавляя всѣ сомнѣнія, но возсіялъ ли онъ вѣрою? Когда же потомъ ену дано было повѳлѣніе припести своего
сына въ жертву, нѳ повѳлъ ли онъ ѳго съ ВОЛІІКОЙ скоростью,
какъ будто вѳлъ его на бракъ какъ жешіха? Какъ будто попирая
самую свою природу и пѳрѳставъ быть человѣкомъ, пе припѳсъ
ли онъ эту странную и необычайную жѳртву и нѳ одинъ ли выдѳржалъ борьбу, нѳ призывая къ сѳбѣ на помощь ни жены, пп
домочадца, πα кого-либо другого? Онъ зналъ, хорошо зпалъ высоту цѣли, тягость этого повелѣнія, вѳличіѳ этоіі борьбы; поэтому
одияъ порѣшялъ совѳршять это дѣло и, соворшявъ ЭТОТЪ ПОДВІІГЪ,
получилъ вѣнѳцъ я былъ провозглашенъ побѣдитѳлемъ. КакоП
свящѳяяпкъ наставдялъ ѳго яа это? Какой учитель, какой пророкъ? Ровно никто, яо онъ самъ имѣлъ благомысляшую душу, а
ея и достаточно было во всѣхъ этихъ дѣлахъ. Α что было съ
Ноѳмъ? Какого имѣлъ онъ свящѳянпка, какого учятоля, какого
наставннка? Нѳ одянъ ли онъ, когда вся всѳленная погрузилась
въ зло, шѳлъ противоположнымъ путемъ, соблюдалъ добродѣтоль,
и такъ просіялъ, что пря потопленіи вселѳнной и самъ спасся и
другихъ избавилъ отъ обуревающихъ оиасиостой доблѳстыо собствѳниой добродѣтѳля? Почѳму опъ сдѣлался праведникомъ, почему совершеняымъ? Имѣлъ ля онъ какого священника яли учитедя? Някто не могъ бы сказать, что ямѣлъ. Α сыпъ его, хотя н
икѣвшій наддежащаго учитѳля, ямеяяо добродѣтель своего отца,
нользуясь яаставленіямя я чѳрезъ дѣла, видя исходъ самыхъ
дѣлъ, ямѣя урокъ π въ погибели (рода чѳловѣчсскаго) п въ сиасенія своѳго сѳмѳйства, былъ злшіъ по отношеііію къ иѳму, иосмѣялся яадъ паготой родителя π отдалъ его па иосмѣлиіо. Иидішіь лн, что повсюду трѳбуотся благородство души? Α что, скаж я мпѣ, было съ Іовомъ? Какихъ пророковъ онъ слышалъ, какимъ учѳньѳмъ онъ пользовадся? Никакимъ. Одяако и онъ, ие
инѣя нячѳго такого, съ воликимъ рвевіемъ проявлялъ всѣ вяди
добродѣтѳля. Своо имѣніѳ онъ дѣлішъ съ нуждающкшіся, I I 110
только имѣшѳ, но я самое тѣло. Иъ своѳмъ дому ОІІЪ .припималъ страпняковъ я домъ его іірянадлежалъ скорѣе послѣднимъ, чѣмъ самому владѣльцу; крѣпостью же свосго тѣла ояъ
помогалъ угяетаемымъ, сіілой и мудростью язшса нораясалъ
кдѳветяиковъ я обяаруясявалъ евавгѳльское благоразуміе, ироТВОРЕІІІЯ С О . ІОАПІІА ЗЛАТОУОТАГО.

85