Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
530

ТВОРЕНІЯ СВ. ЮЛННЛ 8ЛАТОУСТАГО.

беяно въ виду примѣра тѣхъ, которые не только не соблазнились,
но сдѣлались еще болѣе славными и сильнымй.
Глава Х Ш . Какими священниками пользовался Аврааігь,
скажи мнѣ, какими учитедями? Какими нааиданіями? Какими
увѣщаніями, какими совѣтами? Тогда нѳ было еще пи ПисанШ,
ни закона, ни пророковъ и ничѳго другого подобяаго: онъ плылъ
по неизслѣдованному морю, шѳлъ неиспытавнымъ путѳмъ, прнтоігь и родившись въ нѳчестивомъ домѣ и отъ нечестяваго отца.
Но нитго такое нѳ поврѳдило ѳму, а онъ просіялъ такою добродѣтелью, что и долго спустя, послѣ пророковъ, послѣ закона и
долгаго воспитанія, κοτοροβ ' посрѳдствомъ знаменій и чудѳсъ
δίο Христосъ прѳподавалъ людямъ,—все это предваряя, онъ показалъ на дѣлѣ именно искреннюю и горячую любовь, пренѳбреженіѳ къ деньгамъ, попѳченіе ο близкигь по рождѳшю; поішрая
все земное, и отбросивъ славу и распущѳнную жизнь, онъ сталъ
жить строже монаховъ, обитающнхъ на вѳрпшнахъ горъ. У нѳго
нѳ было дажѳ и дома, а была только палатка изъ листьѳвъ, едва способяая прикрывать голову правѳднику; будучи самъ чужеземцемъ,
онъ не пренебрегалъ гостѳпріимствомъ, а самъ будучи чужеземцѳмъ на чужбинѣ, пришшадъ тѣхъ, которые приходили въ полдень, и с д у ж Е Д Ъ имъ. Онъ служилъ имъ самъ, и въ этомъ добромъ дѣлѣ соучастницей сдѣдалъ и жену свою. Α чего тодько
онъ не сдѣлалъ для своего плѳмянника, хотя тоть худо относидся
къ нему, хотѣлъ захватить даже дучшую часть пастбища, и это
послѣ прѳдложеннаго ему выбора? Нѳ пролидъ д и онъ изъ-за
него и крови? Нѳ вооружалъ ли всѣхъ домочадцѳвъ, не повергалъ д и себя явной опасности? Когда ѳму приказано было оставить домъ, отойти въ чужую страну, не тотчасъ ли жѳ онъ послушался? Оставляя и отечество, и друзѳй, и всѣхъ родственниковъ,
ивѣруявъ повелѣніе Божіѳ, нѳ оставилъ ли онъ всѳ наличное, ожидая нѳизвѣстяагосъ гораздо большей увѣрѳнностью, чѣмъ надичное,
ради обѣтовапія Божія, которому онъ вѣрилъ непреклонно? Послѣ
всего этого, съ наступлѳніемъ голода, онъ опять сдѣладся странникомъ, и одаако нѳ боялся и нѳ смущался, а опять проявилъ
то ясѳ послушаніѳ, любомудріѳ и тѳрпѣніе, и отправидся въ Египѳтъ, π повішуясь голосу повалѣвающаго Бога, не разлучѳнъ ди
онъ былъ съ своей жѳной, не видѣлъ ди овъ, какъ египтянинъ
осквернялъ еѳ, насколько было возможно для нѳго, и будучн
пораженъ въ самое чувствительноѳ мѣсто, нѳ потерпѣлъ ли онъ
того, что хуже самой смерти? Что можетъ быть, скажи мнѣ тяжелѣѳ, какъ вядѣть, что жеяа, связанвая съ нимъ аакономъ
брака, посдѣ столькихъ обѣтованій похищѳна быда у него варварскнмъ пѳчостіомъ, ввѳдона внутрь царскихъ палатъ и оскор9