Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТѢЬГЬ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗНЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШИМИНЕСЧАОТІЯМИ. 529

попускаются ддя того, чтобы не уменьшалась твердость мужествѳнныхъ; вотъ что въ бѳсѣдѣ съ Іовомъ заявилъ Богъ, говоря: мниши ли Мя инако тебе сотворша, развѣ да явишпся прав-

диеъ (Іов. X L , 3). Такжѳ и Павѳлъ говоритъ: подобаетъ 6о и ересемъ еъ ваеъ быти, Ьа искусніи явлени бываютъ въ васъ (1 Кор.

хі, 19). Когда ты слышишь это изреченіе: подобаетъ бо и ерееемъ
бытщ то не думай, что онъ говоритъ это въ смыслѣ приказавія
иля законоположенія; совсѣмъ нѣтъ, но онъ прѳдсказываѳтъ этимъ
будущѳе и заранѣе напоминаѳтъ бодрствующимъ ο предстоящей
ихъ пользѣ отъ этого. Когда вы устоите противъ оболыцѳтя,говоритъ, тогда именно яснѣе обнаружится ваша добродѣтель. Поѳтому же, а такжѳ и по другой причинѣ попущены были злые
люди, юіенно, чтобы и они не были лшпены возможности извлечь
пользу изъ могущей произойти съ ними пѳрѳмѣны. Такъ имѳнно
спасѳнъ былъ Павѳлъ, такъ разбойникъ, такъ блудница, такъ
іштарь, такъ и многіе другіѳ. Бсли жѳ бы прѳжде, чѣмъ обратиться, они быди взяты отсюда, никто изъ нихъ нѳ спасся бы.
Касательно антихриста Павелъ высказываѳтъ и другую причину.
Какую жѳ именно? Α ту, чтобы устранить всякую возмоясность
извиненія ддя іудѳевъ. Какое бы могли имѣть извинѳніе тѣ, которыѳ, не принявъ Христа, стали бы вѣровать въ антихриста? Поэтому
и говоритъ апостолъ: да судъ пріимутъ вси, не еѣроваешіи истинѣ,

но благоволившіи еъ пеправдѣ (2 Ѳесс. п, 11), т. е. антиіристу. Вѣдь
іудеи говорили, что нѳ вѣровали Христу потому, что Онъ называлъ
самого Сѳбя Богомъ: каменіе не мещемъ па 7я, но ο хулѣ яко 7ы
челоткъ сый, твориши Себе Бога (Іоан. х, 33), хотя они и слышали,

что Онъ наибольшѳѳ могущество приписывалъ Отцу и говорилъ, что
пришѳлъ съ Бго соизволѳнія, что и засвидѣтельствовалъ иногимн
дѣлами: что жѳ они скажутъ, когда примутъ антихриста, которыП
будѳтъ говорить, что онъ ѳсть Богъ и, ничего не упоминая объ Отцѣ,
все будѳтъ дѣлать вопрѳки Ему? Поэтому Христосъ, укоряя ихъ,
предсказывалъ, говоря: А$ъ пріидохъ во имя Отца Мош и пе пріемлте Мене; аще ипъ пріидетъ во имя свое, того пріемлете (Іоан.

ѵ, 43). Воть почему и допущенъ соблазнъ. Если ты говорішіь,
что ѳсть соблазняющіѳся, то я прѳдставлю тѳбѣ ѳще больше тѣхъ,
которые прославились, и опять тебѣ скажу то же самоѳ, что ве
должно, чтобы ради нѳбрвжѳнія и лѣности другихъ получпли
ущербъ въ воздаяніи наградъ могущіѳ бодрствовать и внинать и
лишились изъ-за этого многочпсленныхъ вѣнцовъ. Ояи не сталп
бы подвергаться испытанію, если бы не получали залоговъ иаграды за эту борьбу; ѳсли слабые и получаютъ вредъ отсюда,
то они не могутъ по крайнѳй иѣрѣ обвинять въ этомъ кого-нибудь другого, а должны самихъ сѳбя винитъ въ паденія, осо-