Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
49

навгтстп и забвенію ο немъ Богъ иопустилъ ему жить въ бѣдности, — потому что если бы это было слѣдствіемъ ненависти, то
Онъ не поступилъ бы исігатывать это Павлу, который былъ лгобезенъ Ему болыпе всѣхъ людей,—а ио попеченію и промышленію
Β съ цѣлію—вести къ болыпему любомудрію. Подвѳргается ли
кто-нибудь другой болѣани и безчислеинымъ страданіямъ тѣлесЕЫМЪ? Достаточнымъ утѣшеніемъ для него могутъ быть тѣла
этихъ разслабленныхъ, и вмѣстѣ съ ними блаженный и доблестный ученіткъ Павловъ, который постоянно находился въ болѣзняхъ и никогда не іімѣлъ отдохновенія отъ продолжіггельной
немощи, какъ и Павелъ говорилъ: мало вина пргемли стомаха
ради твоего и частыосъ твоихъ недуговъ (1 Тим. ѵ, 23), а не просто

недуговъ. Иной оклеветанъ, такъ что распространилась ο немъ
худая молва въ народѣ, и это наполняетъ скорбію дугау о.го и
терзаетъ ее непрестанно? Такой, пришедши и услышавъ: блажепи
есте, егда поносятъ вамъ и рекуть ѳсякъ золъ глаголь на вы ло/суще*
радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша мно?а па п*бе£ѣхъ (Мате. г,

11. 12), отложитъ всякую скорбь и получитъ всякую радость, потому что Господь сказалъ: возрадуйтеся и взыграйте, егда проне-

сутъ имя ваиіе яко зло (Лук.ѵі, 2 2 , 23). Такимъ образомъ Онъ
утѣшаетъ, тѣхъ, ο которыхъ говорится худо; а тѣхъ, которые говорятъ худое, Ояъ устрашаетъ другиміі словами: всяко слово праздное, еже аще рекутъ

чемвѣцы,

воздадятъ ο неліъ слово, какъ ο

добромъ, такъ и ο худомъ (Матѳ. хи, 36). Иной потерялъ дочь,
ІІЛИ сына, или кого-нибудь изъ близкихъ? И тотъ, пришедши сюда,
н услышавъ Павла, который скорбѣлъ въ настоящей жпзни, н
желалъ видѣть будущую, и тяготился пребываніемъ, выйдетъ отсюда съ достаточнымъ врачествомъ отъ словъ его: объ усопшііхъ
же (χεχοιμημένων) не хошу ваеъ пе вѣдѣти, братіе, да пе сщ)бите,
якоже и прочіи пе гшущіи уповапія (1 Солуи. іѵ, 13). Не сказалъ:
объ умерпшхъ (αποθνησκόντων), но: объ усопшихъ, выражая, ЧТО 62

смерть есть сонъ. Какъ тогда, когда мы видимъ спящаго, мы не
тревожимся и не смущаемся, ожндая, что онъ иепремѣнно встанетъ,—^такъ и тогда, когда увидішъ умершаго, не будемъ смущаться и падать духомъ,—потому что и это сонъ, хотя продолжительнѣйшій, однако сонъ же. Такъ названіемъ усыплснія
онъ утѣшилъ плачущихъ н отразилъ возраженія невѣрующііхъ.
Если, говоритъ, ты нетерпѣливо оплакиваешь усопшаго, то дѣлаешься подобнымъ невѣрующему, который не имѣетъ надеисды
воскресенія. Тотъ справедливо плачетъ, такъ какъ не можетъ
нисколысо любомудрствовать ο будущемъ; а ты, получившій
столько доказательствъ касательно жизші будущеіі, зачѣмъ впадаешь въ ту ясе слабость, какъ и онъ? Поэтому и говоритъ: объ
ТВОРЖШЯ СВ. ІОАНДА 8ДАТОУСТАГО.

4