Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ОЛОВО КЪ ТѢМЪ, КОТОРЫЕ СОВЛА8НЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШНМИ ВЕСЧАОТІЯМИ.

527

гонямый въ пустыню, сдѣлавшійся бродягой, лишевнымъ города
и дома переседенцѳмъ? Нужно ли говорить много? Наконецъ онъ лишился отѳчѳства п совсѣмъ удадевъ былъ изъ собственной страны,
жилъ у враждебныхъ, самыхъ непріязненяыхъ варваровъ, вѳдя
жизяь тяжѳлѣе рабства, такъ какъ не пнѣлъ дажеивеобходимой
пищи. И все это онъ терпѣлъ послѣ посѣщевія его Самуиломъ,
послѣ возліянія на нѳго елѳя, послѣ обѣтовавія ему царства, послѣ
скипетра, послѣ діадѳмы, послѣ рукоподоясѳнія Божія и иабранія;
и несмотря на это нитго не смущало его, 'и онъ не говорилъ:
что это? Я , царь, которому слѣдовало бы пользоваться властыо,
не могу имѣть и такой безоііасности, какая принаддежитъ самому простому чѳловѣку, а сдѣлался бродягой, бѣглецомъ, человѣкомъ безъ города и безъ дома, странвикомъ, удалился въ
варварскую страну, лишенъ нѳобходимой пищи и ежедневво вижу,
какъ угрожаѳтъ кнѣ крайняя опасность. Гдѣ же обѣщаніе царства? Гдѣ обѣтованіѳ мяѣ владычества?— Ничего подобнаго онъ ве
говорилъ и не думалъ; онъ нѳ смущался тѣмъ, что было, но ожидадъ исподненія обѣщанія. Можно бы разскааать еще ο тысячѣ
другихъ людей, которые, подвергаясь самымъ жестокимъ бѣдствіямъ, ие страшились, а полагаясь на обѣщанія Божія, хотя бы
случилось и противное имъ, такимъ прѳкраснѣйшимъ терпѣвіѳмъ
заслужшга себѣ свѣтлыѳ вѣнцы. Такъ и ты, возлюблевный, теріш
самъ и ожндай ковца, — потому что все исполнится здѣсь ли, или
въ будущемъ вѣкѣ. Повсюду прѳклоняйся пѳредъ непостижимостью
промышленія и ве говори: какъ же за всѣ бѣдствія будетъ дано
возмездіе? И не доискивайся, какнмъ способомъ совершаются дѣла
Боягіи.
Глава X I . Всѣ эти праведники не доискивались того, какъ
я какимъ образомъ совѳршается все это; но видя, что все это ііепостяжяно для человѣческаго разума, нѳ устрашались и яѳ возмущались, а все мужествѳняо сносиля, имѣя вѳлячайшую увѣреяность въ сялѣ обѣщающаго дать будущія блага, и яѳ впадали,
въ вяду протявополояшой дѣйствительности, въ отчаяніе. Они ясно
видѣли, что, будучи благоустрояющимъ н мудрымъ, Богъ можетъ
я послѣ разрушѳнія все возстановять лучше прежпяго, я съ велякою точностью исполішть обѣщанноѳ. Такъ и ты. возлюблѳнвыП.
когда тѳбя въ настоящей жизня обнямаетъ скорбь, прославляй
Бога; когда подвергаешься и бѣдствіямъ, такжѳ благодари, шісколько яѳ смущайся, потому что промышлѳніе Божіѳ безкояечно и яеизсдѣдимо, я все получятъ свой долясный конецъ въ ыастоящей ля жизни, яля въ будущѳй. Если же бы кто,
слушвя мевя, по своѳму малодушію подуісалъ, что все доляшо 5оѳ
совсршиться еще здѣсь. то мм скажемъ, что нстинвая жнзяь я