Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЫГЬ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗНЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШИМИ НЕСЧАСТІЯМИ. 529 попускаются для того, чтобы не уменьшалась твердость муже¬
ственныхъ; вотъ что въ бесѣдѣ съ Іовомъ заявилъ Богъ, го¬
воря: мниши ли Мя инако тебе сотворила, развѣ да явишися прав- ш
дивъ (Іов. хь, 8). Также и Павелъ говоритъ: подобаетъ до и ере-
сежь въ васъ биты, да искреніи явлены бываютъ въ васъ (1 Кор.
хі, 19). Когда ты слышишь это изреченіе: подобаетъ бо и ересемъ
биты, то не думай, что онъ говоритъ это въ смыслѣ приказанія
или законоположенія; совсѣмъ нѣтъ, но онъ предсказываетъ этимъ
будущее и заранѣе напоминаетъ бодрствующимъ о предстоящей
имъ пользѣ отъ этого. Когда вы устоите противъ обольщенія, го¬
воритъ, тогда именно яснѣе обнаружится ваша добродѣтель. По¬
этому же, а также и по другой причинѣ попущены были злые
люди, именно, чтобы и они не были лишены возможности извлечь
пользу И8ъ могущей произойти съ ними перемѣны. Такъ именно
спасенъ былъ Павелъ, такъ разбойникъ, такъ блудница, такъ
мытарь, такъ и многіе другіе. Если же бы прежде, чѣмъ обра¬
титься, они были взяты отсюда, никто изъ нихъ не спасся бы.
Касательно антихриста Павелъ высказываетъ и другую причину.
Какую же именно? А ту, чтобы устранить всякую возможность
извиненія для іудеевъ. Какое бы могли имѣть извиненіе тѣ, ко¬
торые, не принявъ Христа, стали бы вѣровать въ антихриста? Поэтому
и говоритъ апостолъ: да судъ пріимутъ вси, не вѣровавшій истинѣ,
но благоволившій въ неправдѣ (2 Ѳѳсс. п, 11), т. е. антикристу. Вѣдь
іудеи говорили, что не вѣровали Христу потому, что Онъ называлъ
самого Себя Богомъ: каленіе не мещемъ на Ія, но о хулѣ яко 7и
человѣкъ сый, твориши Себе Бога (Іоан, х, 83), хотя они и слышали,
что Онъ наибольшее могущество приписывалъ Отцу и говорилъ, что
пришелъ съ Его соизволенія, что и засвидѣтельствовалъ многими
дѣлами: что же они скажутъ, когда примутъ антихриста, который
будетъ говорить, что онъ есть Богъ и, ничего не упоминая объ Отцѣ,
все будетъ дѣлать вопреки Ему? Поэтому Христосъ, укоряя ихъ,
предсказывалъ, говоря: Авъ пріидохъ во имя Отца Моего и не прі¬
емлете Мене; аще инъ пріидетъ во имя свое, тою пріемлете (Іоан,
ѵ, 43). Вотъ почему и допущенъ соблазнъ. Если ты говоришь,
что есть соблазняющіеся, то я представлю тѳбѣ еще больше тѣхъ,
которые прославились, и опять тебѣ скажу то же самое, что не
должно, чтобы ради небреженія и лѣности другихъ получили
ущербъ въ воздаяніи наградъ могущіе бодрствовать и внимать и
лишились изъ-за этого многочисленныхъ вѣнцовъ. Они не стали
бы подвергаться испытанію, если бы не получали залоговъ на¬
грады за эту борьбу; если слабые и получаютъ вредъ отсюда,
то они не могутъ по крайней мѣрѣ обвинять въ этомъ кого-ни¬
будь другого, а должны самихъ себя винить въ паденіи, осо-