Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
528 ТВОРЕНІЯ OB. ІОАПНА 8ЛАТОУСТАГО. непреходящія блага ожидаютъ насъ только тамъ. Настоящая
жнань есть лишь путь, а тамошняя жизнь есть отечество; здѣшняя
подобна весеннимъ цвѣтамъ, а тамошняя подобна недвижимымъ
скаламъ; тамъ вѣнцы и награды не будутъ имѣть конца, тамъ
назначаются награды побѣдителямъ, тамъ наказанія и муки не¬
стерпимыя для дѣлающихъ злое. Что же, скажетъ кто-нибудь,
ожидаетъ тамъ соблазняющихся? Но почему ты не говоришь о
тѣхъ, которые особенно прославились, а указываешь на тѣхъ, ко¬
торые сначала носили маску благочестія, а теперь изобличены? Не
• видишь ли, какъ очищается золото, какъ обнаруживается олово,
какъ солома отдѣляется отъ хлѣба, волки отъ овецъ, притворяю¬
щіеся отъ истинно живущихъ въ благочестіи? Когда увидишь
смущеніе таковыхъ, подумай о славѣ тѣхъ. Нѣкоторые поколеба¬
лись, но еще больше таковыхъ, которые остались твердыми, за¬
служили великую себѣ награду, не отступая ни передъ силой
навѣтовъ, ни передъ трудностью временъ. Смущающіеся пусть
поразсудятъ сами съ собой: вѣдь три отрока были лишены и
священниковъ, и храма, и жертвенника, и всего другого, что
полагалось по закону, и однако, живя среди варваровъ, съ ве¬
ликой точностью исполняли законъ; то же самое было и съ Да¬
ніиломъ и со многими другими; и они, уведенные въ плѣнъ,
не нарушали ничего, между тѣмъ какъ другіе, оставаясь дома
и пользуясь всѣмъ въ своемъ отечествѣ, пали и были осуж¬
дены. Глава ХП. Если бы ты изслѣдовалъ, для чего допускается все
это, и не преклонился передъ неизреченными тайнами дѣйствій Бо¬
жіихъ, а старался все разузнать, постепенно проникая дальше и
доискиваясь многаго другого, напримѣръ: для чего явились ереси,
для чего діаволы, для чего демоны, для чего злые люди, соблаз¬
няющіе многихъ, и главнѣе всего этого—для чего приближается
антихристъ, имѣющій такую силу кѣ обольщенію, что, какъ гово¬
рить Христосъ, онъ будетъ дѣлать нѣчто такое и такъ, что въ
состояніи будетъ соблазнить даже и избранныхъ. Но ты не долженъ
доискиваться этого, а все нужно предоставить неисповѣдимой
премудрости Божіей. Кто уже твердо увѣровалъ, то хотя бы яри¬
лись безчисленныя волны, хотя бы поднимались безчисленныя
бури, онъ не только не потерпитъ никакого вреда, но сдѣлается
еще болѣе сильнымъ; слабый, разсѣянный и малодушный че¬
ловѣкъ часто падаетъ, когда никто не толкаетъ его. Если
же хочешь узнать и причину этого, послушай нашего Оставле¬
нія. Есть много и другого, чтб различнымъ образомъ засви¬
дѣтельствовало бы намъ о домостроительствѣ Божіемъ; но мы
скажемъ о томъ, что намъ извѣстно. Мы говоримъ, что соблазны