Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЪМЪ, КОТОРЫВ СОБЛАЗНЯЮТСЯ ПРОИСШВДШИМИ ЙЕСЧАСТІЯМИ.

523

что праведникъ нѳ зналъ ничего объ этомъ, ничего ο томъ, ч*о
онъ получитъ своего сына обратно, и такимъ образомъ возвратится съ нимъ домой, такъ какъ вапротивъ всѣ его мысли были
эаняты принѳсеиіемъ его въ жѳртву. Поэтому и дважды призывается онъ съ неба. Богъ не просто сказалъ ему: Аврааме, но
дважды: Аврааме, Аврааме, такинъ призываніемъ возбуждая и
укрѣпляя въ нѳмъ склонность къ приказываемому жѳртвоприпошенію: такъ бѳзусдовно было вто повелѣпіе. Видишь, какъ все въ
его мысли было исполнѳно, и не было никакого соблазна. Причина жѳ этого заключаѳтся въ томъ, что онъ своимъ любопытствомъ не проникалъ въ дѣло Божіѳ. Α что Іосифъ? Скажи мнѣ,—
развѣ онъ нѳ вѣровалъ также? Вѣдь и ѳну дано было отъ Бога
вѳликоѳ обѣтованіѳ, а въ дѣйствитѳльности опять случилось всѳ
вопреки этому обѣтовавію. Въ сновндѣніяхъ ему дано было обѣтованіѳ, что братья будутъ покловяться ему, и это возвѣщено было
двоякимъ образомъ,—сначала при посредствѣ свѣтилъ, а затѣмъ
при посредствѣ сноповъ. Всѳ же происшедшѳе послѣ этихъ виѣній было вопреки видѣвіямъ. Нрежде всѳго, противъ него нодъ
отѳческимъ кровомъ началась жестокая вражда, и его братья, порывая съ нимъ всякую связь, разрушая законы родства π разрнвая узы братскаго расположенія, паконецъ, уничтоясая саныя
велѣнія природы, сдѣлались вслѣдствіе этихъ видѣній врагами и
непріятелями ѳму, даже злѣе враговъ по отношенію къ своему
брату, и какъ дикіе и свирѣпые звѣри, ииѣя среди себя агвца,
ежѳднѳвно злоумышляли противъ нѳго. Матерью же этой вражды
была неразумная зависть π несправедливая ревность: пылая гнѣвомъ, они ежедневно замышляли убШство, а зависть разжигала
въ нихъ какъ бы огнѳнную печь, изъ которой вырывалось пламя*
Но такъ какъ они нѳ могли причвнить ему никакого вреда, пока
онъ находился и жилъ со своими родіггеляип, то они чѳршши
его поведеніе, распростравяли ο немъ постыдвую молву, возводили
злыя обвиненія, жслая лодорвать этимъ любовь къ нему отца н
сдѣдать его воспріимчивымъ къ навѣту. Потомъ, встрѣтивъ его
вдали отъ отцовскаго глаза, увидѣвъ сго въ пустынѣ, куда онъ
принѳсъ лмъ пищу и пришелъ иовидѣться съ нвми, они не устыдялись повода его прибытія, не устыдились и братской трапезы,
но наточили противъ него ножи и задумали погубить его; всѣ
сдѣдались братоубійцамп, хотя ровно ничего не могли выставить
противъ обрѳчсннаго ими на погибель; за то ішенно, за что слѣдовало бы увѣнчать π прославлять ого, ови относились къ пему
съ завистью, враждой π клеветой. Онъ не только пе удалился
отъ общенія съ вими, по и при такой ихъ злобѣ обваружнлъ
братскую любовь; а овн порѣшили уничтожить его я , васколько