Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
522

ТВОРЕПІЯ СВ. ЮАПНА ЗЛАТ0УСТАГ0.

тивиться ему,— овъ лсполпллъ бы повелѣвіе и съ великою увѣренност]>ю заклалъ бы свосго сына, обагрилъ бы свою дѳсницу, окровавилъ бы свой ножъ и опустилъ бы мечъ на шею сына, да онъ и
исполпллъ всс это—еслн пѳ ва дѣлѣ, то въ мысли. Поэтому и Мопсей,
удлвляясь ему, говоритъ: и биспгь по глаголѣхъ сихъ, Вогъ искушаше
Аераама ирене ему: поііми сына швоего возлюблеміаго, его же возлюбилъ еси, Псаака, и возпеси его па едипу отъ горъ, ихже ти реку

(Ьит. ххіі, I , 2). Это ля слова обѣщанія, слова обѣтованія, говорящія, что опъ будстъ отцомъ множества потомковъ, и сѣмя сго
будстъ, какъ звѣзды псбссвыя? Нядтпь, какъ послѣ такихъ словъ,
услышавъ, что должпо прлнесть въ жертву своѳго сына, онъ
взялъ его,—того, отъ котораго должснъ билъ получпть мпожество
потомкомъ, чтобы нмевно умертвить и принести его въ ясертву,
удалпть изъ среды людсИ, возпести на алтарь Богу. Поэтому и
503 Ііавслъ, удивляясь ему, такъ опять увѣпчалъ и прославлялъ его,
говоря: еѣрою приведе Авраамъ Исаака искугиаемь; и затѣмъ по-

казавъ, какое имеино опъ совершилъ дѣло и какую обнаруяеилъ
вѣру, продоляшетъ: и единороднаго приноишше

обѣтоеанія пріемий

(Евр. χι, Π ) . Α зто означаетъ: нсльзя сказать, что у Авраама
бііло два родпыхъ сына и, что, ио припесеніи въ жертву одпого,
онъ могъ падѣяться, что будетъ отцомъ множсства вародовъ отъ
другого; но у него былъ только одипъ сипъ и къ этому одпому
отлосилось обѣтовавіе; и хотя зтого лмевпо овъ и долженъ былъ
іірлпестл въ жертву, одлако, какъ при обѣтовапіи ο ого роэвдснііг вѣрѣ сго не вослрепятствовало пл собственвое омортвѣніс, лп
ирлродное бѳзллодіе его жевы, такі> и здѣсь онъ пѳ смущевъ
былъ cMepw>ro (сыпа). Сравнп жо всо это съ совершагощимся тслерь, іі увидишь свое малодушіе, увлдлпіь суетлость соблазняюіцлхся, іі тебѣ будетъ яспо, что зтоП) соблазнъ происходлтъ въ
тебѣ пс отъ чего-ллбо другого, какъ отъ того, что ты пе преклопяешься иредъ нслзъяснлмымъ лромышлепіемъ Божіимъ, а
старасшься. во всемъ долсклваті>ся способа Его домостроительства, добивасшься причлны всего соверліающаго, и во всѳ хочешь ііроішкнуть сволмъ любоіштствомъ. Еслл бы всѳ это допустллъ Авраамъ, то опъ іюколебался би въ вѣрѣ. Но опъ по долустллъ, иоэтому и ирославітлся л иолучнлъ обѣщалное: опъ не
смутллся пи старостыо, лл послѣдовавлигмъ затѣмъ повелѣвіемъ.
Ояъ пе думалъ, ^гго это повслѣпіо можетъ послужить препятствіемъ обѣтовалію, ллл что эта жертва разрушятъ обѣтованіе, и
іі пе впадалъ въ отчаявіе касательно обѣтовавія, хотя ужѳ и достлпіш самаго предѣла зсмпой жлзвл. Не говори мвѣ, что Богъ
зпалъ, что ловелѣпіс ото пе будстъ прлведело въ исполненіе и
что деснлца праведлліса пс обагрится кровью; но смотри на то,