Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЬМЪ, КОТОРЫВ СОБЛАЗНЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШИМИ НЕСЧАСТІЯМИ. 523 что праведникъ не зналъ ничего объ этомъ, ничего о тонъ, что
онъ получить своего сына обратно, и такимъ образомъ возвра¬
тится съ нимъ домой, такъ какъ напротивъ всѣ его мысли были
заняты принесеніемъ его въ жертву. Поэтому и дважды призы¬
вается онъ съ неба. Богъ не просто сказалъ ему: Аврааме, но
дважды: Аврааме, Аврааме, такимъ призываніемъ возбуждая и
укрѣпляя въ немъ склонность къ приказываемому жертвоприно¬
шенію: такъ безусловно было это повелѣніе. Видишь, какъ все въ
его мысли было исполнено, и не было никакого соблазна. При¬
чина же этого заключается въ томъ, что онъ своимъ любопыт¬
ствомъ не проникалъ въ дѣло Божіе. А что Іосифъ? Скажи мнѣ,—
развѣ онъ не вѣровалъ также? Вѣдь и ему дано было отъ Бога
великое обѣтованіе, а въ дѣйствительности опять случилось все
вопреки атому обѣтованію. Въ сновидѣніяхъ ему дано было обѣ¬
тованіе, что братья будутъ поклоняться ему, и это возвѣщено было
двоякимъ образомъ,—сначала при посредствѣ свѣтилъ, а затѣмъ
при посредствѣ сноповъ, lice же происшедшее послѣ этихъ ви- '
ѣній было вопреки видѣвіямъ. Прежде всего, противъ него подъ
отеческимъ кровомъ началась жестокая вражда, и его братья, по-
• рывая съ нимъ всякую связь, разрушая законы родства и раз¬
рывая узы братскаго расположенія, наконецъ, уничтожая самыя
велѣнія природы, сдѣлались вслѣдствіе этихъ видѣній врагами и
непріятелями ему, даже злѣе враговъ по отношенію къ своему
брату, и какъ дикіе и свирѣпые звѣри, имѣя среди себя агнца,
ежедневно злоумышляли противъ него. Матерью же этой вражды
была неразумная зависть и несправедливая ревность: пылая гнѣ¬
вомъ, они ежедневно замышляли убійство, а зависть разжигала
въ нихъ какъ бы огненную печь, изъ которой вырывалось пламя* Но такъ какъ они не могли причинить ему никакого вреда, пока
онъ находился и жилъ со своими родителями, то они чернили
его поведеніе, распространяли о немъ постыдную молву, возводили
злыя обвиненія, желая подорвать этимъ любовь къ нему отца и
сдѣлать его воспріимчивымъ къ навѣту. Потомъ, встрѣтивъ его
вдали отъ отцовскаго глаза, увидѣвъ его въ пустынѣ, куда онъ
принесъ имъ пищу и пришелъ повидѣться съ ними, они не усты¬
дились повода его прибытія, не устыдились и братской трапезы,
но наточили противъ него ножи и задумали погубить его; всѣ
сдѣлались братоубійцами, хотя ровно ничего не могли выставить
противъ обреченнаго ими на погибель; за то именно, за что слѣ¬
довало бы увѣнчать и прославлять его, они относились къ нему
съ завистью, враждой и клеветой. Онъ не только пе удалился
отъ общенія съ ними, по и при такой ихъ злобѣ обнаружилъ
братскую любовь; а они порѣшили уничтожить его и, насколько