Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
522 ТВОРВПіЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ07СТАГ0. тивиться ему,— овъ исполнилъ бы ловелѣвіе и съ великою увѣрен¬
ностью заклалъ бы своего сына, обагрилъ бы свою деспицу, окро¬
вавилъ бы свой ножъ и опустилъ бы мечъ на шею сына, да онъ и
исполнилъ все это—если пѳ на дѣлѣ, то въ мысли. Поэтому и Моисей,
удивляясь ему, говоритъ: и бысть по глаголпхъ сихъ, Богъ искушагие
Авраама и рече ему: поііми сына твоего возлюбленнаго, его же возлю¬
билъ сси, Исаака, и вознеси его на едину отъ горъ, ихже ти рску
(Быт. XXII, I, 2). Это ли слова обѣщанія, слова обѣтованія, гово¬
рящія, что онъ будеп» отцомъ множества потомковъ, и сѣмя его
будетъ, какъ звѣзды псбссныя? Бидншь, какъ послѣ такихъ словъ,
услышавъ, что должпо принесть въ жертву своего сына, онъ
взялъ его,—того, отъ котораго долженъ былъ получить множество
потомкомъ, чтобы именно умертвить и принести его въ жертву,
удалить изъ среды людей, вознести на алтарь Богу. Поэтому и
боз Навелъ, удивляясь ему, такъ опять увѣнчалъ и прославлялъ его,
говоря: вѣрою приведе Авраамъ Исаака искушаемъ; и затѣмъ по¬
казавъ, какое именно онъ совершилъ дѣло и какую обнаружилъ
вѣру, продолжаетъ: и единороднаго приношаше обѣтованія пріемый
(Евр. хі, 17). А это означаетъ: нельзя сказать, что у Авраама
было два родпыхъ сына и, что, по припессніи въ жертву одного,
онъ могъ падѣяться, что будетъ отцомъ множества народовъ отъ
другого; но у него былъ только одипъ енпъ и къ этому одпому
относилось обѣтованіе; и хотя этого именно онъ и долженъ былъ
нрипости въ жертву, однако, какъ при обѣтованіи о его рожде¬
ніи вѣрѣ его не воспрепятствовало пи собственное омортвѣніе, ни
природное безплодіе его жены, такъ и здѣсь онъ не смущенъ
былъ смертью (сына). Сравни же все это съ совершающимся те¬
перь, и увидишь свое малодушіе, увидишь суетность соблазняю¬
щихся, и тебѣ будетъ яспо, что этотъ соблазнъ происходитъ въ
тебѣ не отъ чего-либо другого, какъ отъ того, что ты пе пре¬
клоняешься предъ неизъяснимымъ промышленіемъ Божіимъ, а
стараешься во всемъ доискиваться способа Его домостроитель¬
ства, добиваешься причины всего совершающаго, и во все хо¬
чешь проникнуть своимъ любопытствомъ. Если бы все это допу¬
стилъ Авраамъ, то опъ поколебался бы въ вѣрѣ. Но онъ но до¬
пустилъ, поэтому и прославился и получилъ обѣщанное: онъ не
смутился пи старостью, ни послѣдовавшимъ затѣмъ повелѣніемъ.
Онъ пе думалъ, что это повелѣпіе можетъ послужить препят¬
ствіемъ обѣтовалію, или что эта жертва разрушитъ обѣтованіе, и
и пе впадалъ въ отчаяніе касательно обѣтованія, хотя уже и до¬
стигши самаго предѣла земной жизни. Не говори мнѣ, что Богъ
зналъ, что повелѣпіе это пе будетъ приведено въ исполненіе и
что десница праведника пе обагрится кровью; но смотри на то,