Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
50 ТВОРЕНІЯ СВ. I. ЯЛАТОУОТАГО. усопшихъ же не хощу васъ не вѣдѣти, да не скорбите, якоже и
прочій, не имущій упованія. Не изъ Новаго только, но и изъ Ветхаго Завѣта можно заим¬
ствовать достаточное утѣшеніе. Такъ, когда ты слышишь объ Іовѣ,
который послѣ потери имущества, послѣ погибели стадъ, потерялъ
не одного, двухъ, или трехъ, а цѣлый сонмъ дѣтей въ самомъ цвѣ¬
тущемъ возрастѣ, при такихъ душевныхъ добродѣтеляхъ, то хотя
бы ты былъ слабѣе всѣхъ, можешь легко ободриться и сдѣлаться
терпѣливымъ. Ты, человѣкъ, по крайней мѣрѣ находился ири
больномъ сынѣ, видѣлъ его лежащимъ на одрѣ, слышалъ послѣд¬
нія слова его, присутствовалъ при послѣднемъ вздохѣ, закрылъ
ему глаза и заключилъ уста; онъ же не присутствовалъ при своихъ
дѣтяхъ, когда они испускали духъ, не видѣлъ ихъ при смерти,
но однимъ гробомъ послужилъ для всѣхъ ихъ домъ, и на одну
и ту же трапезу излился ихъ мозгъ вмѣстѣ съ кровію,—и бревна,
и черепицы, и пыль, и раздавленныя тѣла, все смѣшалось
вмѣстѣ. Однако и послѣ столь многихъ и столь великихъ золъ
онъ не плакалъ и не ропталъ, но что говорилъ? Господь даде, Го¬
сподь отъять: яко Господеви шволися, тако быеть: буди имя Господне
блаюсловенно во вѣки (Іов. і, 21). Эти слова будемъ говорить и мы
при всѣхъ обстоятельствахъ, случающихся съ нами; случится ли
потеря имущества, болѣзнь тѣлесная, обида, клевета, или какое-
нибудь другое изъ человѣческихъ бѣдствій, будемъ говорить: Го¬
сподь даде, Господь отъятъ: яко Госпбдет изволися, тако быеть: буди
имя Господне благословенно во вѣки. Если мы будемъ такъ любо¬
мудрствовать, то никогда не потерпимъ никакого зла, хотя бы испы¬
тывали безчисленное ихъ мноягество, но произойдетъ больше пользы,
нежели вреда, больше благъ, нежели золъ; этими словами ты сдѣ¬
лаешь милостивымъ къ тебѣ Бога, и отразишь насиліе врага. Какъ
только языкъ произноситъ эти слова, тотчасъ отбѣгаетъ діаволъ;
а когда онъ отбѣгаетъ, тогда удаляется и облако печали,' вмѣстѣ
съ удаленіемъ его разсѣиваются п прискорбные наши помыслы;
и кромѣ всего этого ты пріобрѣтешь всѣ блага и здѣшнія, и не-
3—64 бесныя. Вѣрный примѣръ этого въ Іовѣ, въ апостолахъ, которые,
презрѣвъ для Бога здѣшнія бѣдствія, получили вѣчныя блага. Бу¬
демъ же покорными, и станемъ радоваться всему случающемуся
и благодарить человѣколюбиваго Бога, чтобы намъ и настоящую
жизнь провести благополучію, и сподобиться будущихъ благъ, бла¬
годатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, Кото¬
рому слава, честь и держава всюду, нынѣ и присно, и во вѣки
вѣковъ. Аминь.