Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
518

ТВОРКПІЯ СВ. ΙΟΑΒΠΑ ЗЛАТОУСТАГО.

гость Его велика, что промышленіе нсизреченно, что все сущсствующее иаправляѳтся Имъ къ нашей пользѣ, только бы мы со
своей стороны содѣйствовали промышленію, потому что Онъ никого не хочетъ погубить, но спасти. Такимъ образомъ нс будетъ
ли крайнимъ безуиіемъ съ самаго начала и нѳмедленно подвергать любопытству дѣла Того, Который хочетъ н желаетъ всѣхъ
спасти, но ояшдая даже окончанія того, что совершается?
Глава IX. Лучшс всего было бы не любопытствовать нп сначала, ни послѣ; если же ты слишкомъ любопытевъ и нетерпѣливъ, то подожди хоть конца и посмотри, къ чему все это направляется, а прежде всего не бойся н не волнуПся. Какъ по знакомый съ дѣломъ, увидѣвъ, что золотыхъ дѣлъ мастеръ сиачала
расплавляетъ золото и затѣмъ мѣшаетъ его съ пеиломъ и ііылью,
яеожидая конца, подумаетъ, что онъ погубилъ золото; или человѣкъ, родившійся іі восшітавшійся па морѣ, будучи сразу ііерепесѳнъ на середину земли, никогда нс слышавъ ранѣѳ ο томъ,
какъ обработываютъ се, вдруіч> увндѣлъ бы, какъ хлѣбъ, обыкповопно храяимый въ житницѣ, охраняѳмый двѳрями. и занорами, предохраняемый протпвъ сырости, теперь самъ владѣлецъ всего этого хлѣба разсѣеваетъ и разбрасываетъ его по равнинѣ, отдаетъ на попраніѳ всѣмъ, кто проходитъ по ѳго полю,
и не только не охранетъ противъ сырости, но дажѳ бросаетъ
его въ грязь и сырость, не приставляетъ къ нѳму и сторожей,—нѳ
подуналъ ли бы онъ, что хлѣбъ этотъ погубленъ, и не сталъ лн
бы онъ порицать земледѣльца, дѣйствующаго такимъ образомъ?
Мея^ду тѣмъ, это осужденіе выходило бы нѳ изъ сущности дѣла, а
изъ неопытпости и непониманія человѣка, который слишкомъ скоро
произносіггъ свой судъ. Пусть онъ подождетъ лѣта, когда явится
роскошная ясатва, наточены будутъ серпы, когда окаясется что
хлѣбъ, разбросанвый тамъ и сямъ, оставленный безъ охравы, ііредоставленный тлѣнію и гніенію, повергнутый въ грязь, выросъ,
умпожился, сдѣлался ѳще прекраснѣе, сбросилъ съ себя вѳтхость,
украсился болыпей силой, имѣя какъ бы копьѳиосцевъ и ополченіе, подни^аѳтъ вверхъ голову, увеселяетъ зрителя, и доставляетъ
болыпую пользу,— и тогда онъ чрѳзвычайно удивится тому, что
г»оо послѣ такихъ превратностей плодъ получилъ тайоѳ благообразіе
іі такую красоту! Поэтому и ты, человѣкъ, не подвергай своему
любопытству общаго для всѣхъ насъ Господа; если же ты настолько любопытенъ и дерзокъ, чтобы прѳдаваться даже такому
бѳзумству, то по крайпей мѣрѣ подожди окончанія. Вѣдь если
земледѣлецъ ожидаетъ въ тѳчеше всей зимы, взирая не на то,
чому подвергается хлѣбъ во время холода, а на то, чѣмъ ему
ііредстоитъ паслаясдатъся въ будущѳмъ. то тѣиъ болѣе u Тотъ,