Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
ТБОРЕНІЯ СВ. ЮАННА ЗЛАТОУСТАГО.

чали отсюда никакого плода, Онъ приступалъ къ новымъ способамъ вразумленія и наковецъ, чтобы завершить свои блага, посцшъ Сына Своего, Сына истиннаго, Единороднаго, и Онъ, будучи одяой съ Нимъ природы, становится подобнымъ мнѣ, ходилъ
по землѣ, вращался среди людей, ѣлъ и пилъ, обходнлъ землю,
поучая, назидая, вразумляя, творя чудѳса, для нихъ пророчествовалъ, ихъ увѣщевалъ, имъ преподавалъ совѣты, за нихъ страдалъ, за нихъ терпѣлъ, за нихъ подвергался нарѳканіямъ, за
яихъ былъ преданъ. Одно Онъ представлялъ имъ уясе и здѣсь,
а другое отложилъ для будущаго. Но Его обѣтованія были
вѣрны, и подтверждались сотворѳнвыми Имъ чудесами, когда Онъ
былъ еще ва землѣ, и иснолненіемъ всѣхъ прѳдсказаній. Кто
воз?лаголетъ силы Господпи? Слыіиапы еотворитъ вся хвали Его (Пс.

сѵ, 2). Ктоне пришелъ бы въ восторгъ, кго не поражѳнъбыбылъ
неизреченностью Его попеченія, при мысли ο томъ, какъ изъ-за
неблагодарныхъ рабовъ Онъ предалъ смерти Своѳго Единороднаго
Г,ына, смерти уясасной, позорной, свойственной самымъ дерзкимъ
разбойникамъ, смерти неправедныхъ? Вѣдь Онъ былъ пригвожденъ
ко кресту, подвергался оплеванію и заушѳніямъ, Его били по
щекѣ, и издѣвались вадъ Нимъ, и вмѣсто благодарности за Его
благодѣяніе Онъ былъ погребенъ, и гробъ его запечатанъ; и все
408 это Онъ потерпѣлъ для тебя, ради попѳчѳніяο тебѣ, дабы уничтожить тираннію грѣха, дабы разрушить твердыню діавола, порвать
узы смерти, открыть намъ врата неба, освободить отъ тяготѣвшаго на тебѣ проклятія, отмѣнить пѳрвородноѳосужденіе,научить
терпѣнію и воспитать въ силѣ, дабы ничто не огорчало тебя въ
пастоящей жизни,—ви оскорбленія, ни обиды, ни ііозоръ, ни бичи,
пи нарекапія враговъ, ни невзгоды, ни нап&денія, ни клѳветы, ни
;мыя подозрѣнія, и не что другое подобное. Для этого Онъ и самъ
ііротерпѣлъ все зто, испыталъ вмѣстѣ съ тобой, и надъ всѣмъ
атпмъ Онъ восторжествова^іъ, поучая и тѳбя не бояться ничего
іюдобнаго. Но нѳ довольствуясь и этимъ, Онъ, отошедпга на небеса, далъ тѳбѣ неизречѳвный даръ св. Духаипослалъ апостоловъ
распространять Своеученіе. И видя,какъэтипроповѣдникижизни
перѳносили тысячи золъ, подвергались бичеванію и оскорблѳніямъ,
были потопляемы, терпѣли голодъ и жажду, ѳжедневно яаходились въ оиасности, ежедневяо подвергались смертн, Онъ всѳ это
сносилъ для тебя, изъ любви къ тебѣ. Для тѳбя, человѣкъ, Онъ
прнготовилъ и царство, для тебя назяачилъ ноизрсченное благо,
это наслѣдіе на небѳсахъ, эти различныѳ и многообрааные
дары, это блажепство, котораго нельзя нзъяснить никакнмъ
словомъ. Имѣя столько доказательствт, промышлѳнія Божія,
доказательствъ въ Ветхомъ и въ Новомъ Лавѣтѣ, доказательствъ