Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТѢМЪ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗНЯЮТСЯ ПРОЯСШВДШИМЯ НЕСЧАСТІЯМИ. 5 1 5

шемъ служенія. И нуяшо благоговѣть пѳредъ Нимъ и преклоняться нѳ только потому, что Онъ сотворіілъ насъ, или даровалъ
намъ душу безтѣлесную н разумную, и не потому, что создалъ
насъ лучшими всѣхъ другихъ, и не иотому,чтодалънамъ господство и прѳдоставилъ власть надъ всѣмъ видимымъ, но потому,
что самъ Онъ нисколысо нѳ нуждается въ насъ. Чудѳсность Его
благости въ томъ и заключается, что всс это Онъ сдѣлалъ, писколько не нуждаясь въ нашѳмъ служевіи; прежде чѣмъ явнлись
мы, и ангелы, и высшія силы, Онъ имѣлъ уже собствеішую славу
и блѳженство, и сотворилъ пасъ но одному Своему человѣколюбію,
и не толысо все создалъ для насъ, но еще и больше того.
Глава ѴШ. Для ѳтого же Онъ далъ намъ и писаныые законы,
посылалъ пророковъ, творилъ чудеса, и раньшѳ всего этого, создавая человѣка. Онъ далъ ему особаго учителя,—врожденный законъ, какъ бы кормчаго для корабля, какъ всадника для копя,
поставивъ его надъ нашимъ разумомъ. Повтому уже Авсль зяалъ
его, хотя письмена еще нѳ существовали, не было ші пророковъ,
ни апостоловъ, ни писапнаго закова, а былъ только законъ прнрождѳняый. Тожѳ и Каішъ, и онъ такжѳ аналъ этотъ законъ, π
оба они знали ѳго, признавали его господство. Хотя не оба они
шли однимъ и тѣмъ же путемъ, но одинъ путемъ зла, а другой путѳмъ добродѣтели, однако итогда Богь нѳ оставилъ Каина,хотѣлъ
поднять его отъ падѳпія, и давалъ возможность наслаждаться попечбніѳмъ, сначала увѣщевая его и давая ему совѣты, а потомъ
поучая и назидая его страхомъ и опасеніяіга. Хотя многіе люди отвергали столь великое благодѣявіс, т. е. это естественное познаніе,
имѣющѳе столь болыпую пользу для насъ, однако и тогда Богь вс
оставдялъ ихъ, ыѳ предавалъ нхъ погибели, но иродолжалъ яазидать
и увѣщевать ихъ посредствомъ дѣлъ, посредствомъ благодѣяпіИ,
посредствомъ наказаній, посредствомъ всего творевія, ежедневво
совершающаго свое дѣло, исполняющьго обычвыя задачи, посрѳдствомъ нѳобычайныхъ и лсоредвидѣвныхъ событііі, посредствомъ праведниковъ, жившнхъ ввачалѣ. Людей достоіівѣйшпхъ и
исполнѳнныхъ любомудрія Одъ съ этою цѣлію перѳводилъ съ
мѣста на мѣсто. Такъ Аврааму Онъ велѣлъ переселяться то въ
Палестину, то въ Египетъ, а Іакову въ Спрію; Монсею оиять
въ Егнпетъ, тремъ отрокамъ въ Вавилонъ, равпо какъ Давіилу u
Іѳзекіилю, а Іереміи въ Бгішетъ. Потомъ Онъ даровалъ закопъ,
посылалъ пророковъ; Онъ иоражалъ и опять воздвигалъ Свой пародъ, отдавалъ его въ рабство и освобождалъ его, и отъ яачала
до конца все дѣлалъ и совершалъ для нашего рода. Не огравичиваясь нааиданіеігь дасъ посредствомъ одного голоса природы,
такь какъ мяоііѳ людя, увдѳкаѳмые общямъ безуміеігь, не полуТ В О П О Ш СШ. ІОАЯПА ЙААХОУОѴАГО.

84