Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: «Тесны врата»... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: «Отче наш»

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу» (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: «если враг твой голоден, накорми его» (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!» (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТИМЪ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗНЯЮТСЯ ПРОНСШЕЛШИ1Ш НЕСЧАСТІЯНИ. 517 въ настоящей жизни и въ будущей, доказательствъ^ которыя
уже есть, которыя будутъ, которыя доставляетъ намъ каждый изъ пе¬
реживаемыхъ дней, доказательствъ съ самаго начала творенія, дока-
эательствъвъ серединѣ и въ концѣ, доказательствъ постоянныхъ, до¬
казательствъ со стороны тѣла, со стороны души,—видя цѣлыя об¬
лака отовсюду доставляемыхъ свидѣтельствъ, возвѣщающихъ о Ёго
промышленіи, — неужели ты еще сомнѣваешься? Нѣтъ, ты не со¬
мнѣваешься; ты вѣришь въ промышленіе, ты убѣжденъ въ его су¬
ществованіи. Итакъ не любопытствуй болѣе, ясно видя, что имѣешь
Господа, Который любвеобильнѣе отцовъ, попечительнѣе матерей,
болѣе исполненъ любви, чѣмъ новобрачный и новобрачная, ра¬
дуется твоему спасенію и радуется даже болѣе, чѣмъ какъ радо¬
вался бы ты, избавившись отъ опасности смерти (какъ и пока¬
залъ чрезъ Іону), и видя всѣ эти доказательства любви, какую
только отецъ можетъ имѣть къ дѣтямъ, или мать къ своимъ ча¬
дамъ, садовникъ къ растеніямъ, домостроитель къ своему искус¬
ству, новобрачный къ новобрачной, юноша къ дѣвицѣ, и желая
удалить отъ тебя всякое зло, насколько востокъ удаленъ отъ за¬
пада, насколько небо выше земли (что и показали мы), и не только
это, но и гораздо больше того,—какъ мы и показали, касаясь сло¬
вомъ всего и приводя различные примѣры не только изъ понят¬
ныхъ образовъ, но и изъ превосходящихъ самое разумѣніе. По¬
истинѣ необъяснимо промышленіѳ Божіе, непостижимо Его по¬
печеніе, неизречѳнна Его благость, и невообразимо Его человѣ¬
колюбіе. Итакъ, видя все это, изъ того ли, что Онъ возвѣстилъ, изъ 499
того ли, что сдѣлалъ и что сдѣлаетъ, не любопытствуй и не испы¬
тывай, не говори: для чего это? Это было бы неразумно и свидѣ¬
тельствовало бы о крайнемъ безуміи и глупости, такъ какъ вѣдь
никогда не спрашиваютъ врача, зачѣмъ онъ рѣжетъ, прижигаетъ,
даетъ намъ горькое лѣкарство, хотя бы онъ былъ просто рабъ,—
и больной, даже будучи его господиномъ, молча переноситъ всѣ
свои боли, даже благодаритъ его за это прижиганіе, за это лѣкар¬
ство, и хотя не знаетъ, что можетъ выйти отсюда (а многіе врачи,
дѣлая это, убивали многихъ), однако повинуется ему во всемъ
съ полной покорностью. То же самое и въ отношеніи мореплава¬
телей, домостроителей, и всѣхъ занимающихся другими ремеслами.
Поэтому, говорю я, было бы смѣшно н подумать, чтобы человѣкъ
не знающій и неопытный сталъ доискиваться причины всякихъ
явленій у Художника, подвергая своему любопытству несказан¬
ную мудрость Его, мудрость неизреченную, невыразимую, непо¬
стижимую, и доискиваться, для чего существуетъ то-то и то-то,
особенно вполнѣ зпая, что мудрость Его непогрѣшима, что бла- 34* ИЗДАНІЕ C.D.B. ДУХ. АКАДЕМІИ.