Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЫГЬ, КОТОРЫЕ СОБЛА8НЯЮТСЯ ПРОИСШЕДШШШ НЕСЧАСТІЯМИ. 51 1

Что можетъ быть красивѣе вида самаго солнца, когда оно,
прогоняя зарю, въ малый промежутокъ времени озаряеть всю
зѳмлю, все море, всѣ горы, долины, холмы, все небо снопами лучей, когда оно, сшшая ночноѳ покрывало съ видимаго, все обнажаетъ передъ нашими глазами? Кто могъ бы достаточно выразить
восторгъ при видѣ его двияіеній, порядка, неизмѣннаго и ненарушимаго служенія въ продолженіе столькихъ лѣтъ, постоянно цвѣтущей красоты его, блеска и яркости, чистоты, соприкасающѳйся со
столысими тѣлами и никогда не оскверняющейся? При зтомъ оно
въ высшей степени полезно сѣмѳнамъ, растеніямъ, людямъ, четвероногимъ, рыбамъ, птицамъ, камнямъ, травамъ, землѣ, морю,
воздуху, — однимъ словомъ всему видимому. Все нуждается въ
нѳмъ и получаѳтъ пользу, и отъ его вліянія становятся лучше
не только растенія и тѣла, но и воды, и озера, и источники,
и рѣки, и самая природа воздуха становится легче, чище и прозрачнѣе. Поэтому и псалмопѣвецъ, желая показать его красоту,
ѳго постоянную ясность, не умаляющуюся прелесть, никогда
нѳ вянущій цвѣтъ, все величіе его благообразія, непрѳстанное
слуябвніѳ, сказалъ такъ: еъ солпцѣ положи селеніе Свое (Пс. хѵш,

5), то есть, въ самыхъ небесахъ. Называя его селсніемъ Божіимъ,
онъ прибавляетъ: и той яко жепихъ исходяй отъ чертога своего.

Потомъ, разъясняя пользу его служенія, онъ прибавилъ: возрадуется, яко исполинъ тещи путь свой. Затѣмъ, указывая на его

достаточность и пользу для всей вселенной, говоритъ: отъ края
небесе исходъ его и ерѣтеніе его до края небеси. Затѣмъ, показывая

его пригодность и полезность для всѣхъ, прибавляетъ: и нѣсть,
ижк укрыется теплоты его. Можно бы, если бы ты не усталъ, показать промышленіѳ Божіе и отъ другихъ вещей: отъ облаковъ, отъ
вреяенъ года, отъ солнцестоянія,отъ вѣтровъ, отъ моря, отъ различныхъ породъ въ немъ, отъ земли и живущихъ на пей четвероногихъ, пресмыкающихся, птицъ воздуишыхъ и покоющихся
на землѣ, отъ амфибііі, живущихъ въ озерахъ, источникахъ н
рѣкахъ, отъ обитаемой всѳленной и отъ необитаемыхъ стравъ,
отыіроизрастающихъ сѣмянъ, деревьевъ, травъ, произрастающихъ
въ пустаняхъ н не въ пустыняхъ, ироизрастающихъ въ равнинахъ іі долинахъ, на горахъ и на холмахъ, отъ произрастающихъ
самоироизвольно и отъ ироизрастающііхъ вслѣдствіе труда и земледѣлія, отъ жнвотныхъ, кроткихъ и не кроткихъ, дикихъ и ручныхъ, малыхъ или великихъ, отъ птицъ, четвероногихъ, рибъ,
растеній и травъ, являющихся зимой, лѣтомъ, или осенью, отъ
явленій дня или ночи, отъ дождой, отъ теченія года, отъ смерти,
отъ ЯІИЗШІ, отъ налояссшіаго на насъ труда, оп> скорби, отъ радости, отъ даваемыхъ намъ яствъ ιι ηιιτίίΐ, отъ ремеслъ, отъ