Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
I
510

ТВОРВТТІЛ С В . ίΟλΠΠλ ЗЛАТОУСТАГО.

и путешѳствѳнникамъ путеводіггелей и руководителей? Когда бушуютъ волны и разъярснные валы устрѳмляются на корабль,
когда вѣтеръ яростно дуетъ и наступаетъ мрачная и безлунная ночь, тогда мореплаватель, разсѣкая морѳ. и сидя на кормѣ,
довѣряетъ себя руководительству неба, и находящаяся на высотѣ
звѣзда, нѳсмотря. на раздѣляющеѳ ее разстояніе, кажѳтся какъ
бы недалеко, руководить его съ точностью и прігеодтъ къ прпстани, не подавая голоса, но самымъ видомъ показывая сму
путь π давая возмоясность ему разсѣкать море, съ точностью ііоказываетъ время, чтобы онъ то удержіівалъ корабль въ пристани,
то съ увѣренностью пускался^въ нѣдраволнъ ипонезнанію будущаго не подвергался неразумно бурѣ и кораблекрушенію. Звѣзды
не только измѣряютъ для насъ годы и указываютъ иризнаки временъ, но съ великою точностью обозвачаютъ часъ и движеніѳ всякой ночи, показываютъ, прошла ли она, или не достигла и половины своего теченія и паоборотъ, что полезно не только мореплавателямъ, по и вообще иутсшественникамъ, чтобы они не пускались въ путь ночью въ неблагопріятноѳ время, или чтобы не продолзкали сидѣть дома въ благопріятноѳ время. Наблюденія надъ
звѣздами и тѳченіемъ луны съ точностью показываютъ это. Какъ
солнце устанавливаетъ часы дяя, такъ луна устанавливаетъ часы
ночи, доставляя много и другой пользы, давая воздуху благотворпое теченіе, производя росу, полезную для сѣшшъ, π вообщѳ принося много пользы въ жизни людей. Зашшая середияу между
хоромъ звѣздъ и солнечнымъ блескомъ, она мѳныпе солнца, зато
гораздо болыпе и красивѣе звѣздъ. Не мало вообще удовольствія
іі пользы для зрнтелей проистекаетъ и изъ самаго разнообразія,
такъ что мы іюлучаемъ великую пользу и оть временъ, и отъ часовъ, отъ мѣры, отъ великаго и малаго, отъ всего разнообразія
несказаннаго. Одно меныпе, другое болыыѳ и свѣтлѣе, и всѣ они
являются въ различныя времена. ІІоистинѣ несравнимая премудрость Божія повсюду показываегь въ своихъ дѣлахъ великое
разнообразіе, давая доказательство своего чудеснаго могущества,
а вмѣстѣ съ тѣмъ заботясь ο иользѣ зритѳлей доставляя великую и
неизречевную пользу, а вмѣстѣ съ тѣмъ и удовольствіе. Вѣдь что мо493 жетъ быть пріятнѣе неба, то какъ бы раскинутаго надъ головой чистаго и прозрачнаго полотна, то какъ многоцвѣтнаго луга, блистающаго вѣнкомъ своимъ? Но нѳ такъ пріятно видѣть лугъ днемъ,
какъ пріятно видѣть ночью небо, украшенное многочисленными
цвѣтами звѣздъ, цвѣтами никогда не вянущими, всегда показывающики свою красоту. Α что можетъ быть пріятнѣѳ, когда по прошествіи уже ночи, хотя солщѳ еще и не встало, нѳбо покрывается
иурпурной завѣсой, π зарумянивается при появлѳніи солнца?