Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.3. — СПб., 1897

Содержание

Книга 1

I. БЕСЕДА на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха.

II. БЕСЕДА на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26: 39)

III. О ЖИЗНИ ПО БОГУ И НА СЛОВА: "Тесны врата"... и пр. (Мф. 7:14), и изъяснение молитвы: "Отче наш"

IV. БЕСЕДА о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом

V. БЕСЕДЫ О НАДПИСАНИИ КНИГИ ДЕЯНИЙ

1. БЕСЕДА о тех, которые не пришли в церковное собрание; о том, что не должно оставлять без внимания надписания божественных писаний; о надписи на жертвеннике и о новопросвещенных

2. БЕСЕДА в собрании, бывшем чрез несколько времени в древней церкви, на надписание Деяний Апостольских, и о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и чем отличается деятельность от знамений

3. БЕСЕДА о том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств, также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и сами цари, и наконец к новопросвещенным

4. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов

VI. БЕСЕДЫ О ПЕРЕМЕНЕ ИМЕН

VII. БЕСЕДА о скорбях на слова Апостола: "И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение" и пр. (Рим.5:3)

VIII. БЕСЕДА на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу" (Римл.8:28), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей

IX. БЕСЕДА против непришедших в собрание и на слова апостола: "если враг твой голоден, накорми его" (Римл.12:20), и о злопамятстве

X. БЕСЕДЫ о Прискилле и Акиле на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. (Римл.16:3)

XI. БЕСЕДЫ О БРАКЕ

XII. БЕСЕДА на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" (1Кор.10:1)

XIII. БЕСЕДА на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19)

XIV. БЕСЕДА о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения

XV. БЕСЕДА на слова апостола: "имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и на слова: "веровал, и потому говорил" (Пс.115:1), и о милостыне

XVI. БЕСЕДА на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне

XVII. БЕСЕДА еще на те же слова: "Имея тот же дух веры, как написано" (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне

XVIII. БЕСЕДА на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" (2Кор.11:1)

XIX. БЕСЕДА против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" (Флп.1:18), и о смирении

XX. БЕСЕДА на слова: "Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя" (1Тим.5:9), и о воспитании детей, и о милостыне

XXI. БЕСЕДА об Илии и вдовице, а также и о милостыне

XXII. БЕСЕДА о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих

XXIII. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам

XXIV. БЕСЕДА о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами

XXV. БЕСЕДА сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности

Книга 2

XXVI. БЕСЕДЫ на Евтропия евнуха, патриция и консула

XXVII. БЕСЕДА когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии

XXVIII. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь

XXIX. СЛОВО о принятии Севериана

XXX. СЛОВО О МИРЕ произнесенное еп. Северианом, когда он принят был блаженным Иоанном, епископом Константинопольским

XXXI. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку

XXXII. БЕСЕДА по возвращении из изгнания

XXXIII. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку

XXXIV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXV. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки

XXXVI. Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки

XXXVII. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может

XXXVIII. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев

ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ

БЕСЕДА На праздник Пасхи

Сомнительные произведения (spuria), приписываемыя св. Иоанну Златоусту

ОГЛАВЛЕНИЕ

OCR
СЛОВО КЪ ТЪМЪ, КОТОРЫЕ СОБЛАЗПЯЮТСЯ ПРОИСШЕДІПИМИ ПЕСЧАОТІЯМИ.

509

онъ не давалъ погибнуть своѳму дѣлу? Если жс въ отношоніи
дюдей достаточпо самой природы и пскусства, чтобы обнаружить
попечѳніе, то нѳужѳли вы думавте, что Я дуждаюсь въ увѣщаніи, чтобы заботиться ο Моихъ дѣтяхъ и дѣлахъ? Сказалъ же
Онъ это для того, чтобы, не призывая Его, знали, что сще
іі раііыпе приэваиія Богъ дѣлаетъ Самъ, но вмѣстѣ желастъ,
чтобы Его u призывали, потому что отсюда бываетъ великая польза
для призывающихъ. Впдишь лн, какъ яснѣе и свѣтлѣѳ солнца
пзъ этихъ свидѣтельствъ просіяваетъ доказательства Его неизреченнаго промышленія? Подумай въ самомъ дѣлѣ: Одъ привелъ
въ принѣръ отца, мать, новобрачнаго и новобрачную, разстояніс
неба іі зсмли, апостоловъ въ узахъ, садовника, трудящагося иадъ
своими растеніями, домостроителя въ отношсйіи къ своимъ сооружевіямъ, выставилъ любящаго чоловѣка, опасающагося какъ бы н
сдовомъ не огорчить любимаго, и всс это ириведено для того,
чтобы ііоказать, что благость Божія настолько же вышѳ всего
этого, насколько благо вшпѳ зла.
Глава V I I . Итакъ для людей благомыслящихъ, какъ я сказалъ, довольно и этого; но такъ какъ есть люди упориыѳ, противящіѳся, нѳ вѣрующіѳ и прѳдапные плоти, то мн иокажемъ промышленіе Божіе, насколько возможно для насъ, изъ самыхъ дѣлъ
Его. Все промышленіе и даже болыпую часть его показать было
бы нѳ легко: такъ оно безкопечно и неизречевно, проявляется въ
маломъ и великомъ, въ видимомъ и иевидимомъ. Поэтому мы
приведемъ свидѣтельства только изъ видішаго. Это чудесіюе твореніе Онъ создалъ не для кого другого, какъ для тебя; твореніе,
столь прекрасное и великоѳ, столь разнообразное и мпогоразліічное,
столь богатоѳ, іфіігодное и во всѣхъ отііошеніяхъ полезпоѳ и для
іштапія, іі для иоддерясапія тѣла, и для любомудрія души, κ для
іірііведенія къ познанію Бога, — все это Опъ сдѣлалъ для тѳбя.
Вѣдь ангелы нѳ нуждаются въ этомъ, потому что они существовали уже раныпѳ сотворенія міра. Что опи дѣйствителыю гораздо
старшѳ міра, — послушай, что Богъ говоритъ Іову: егда сотворены быша звѣзды, ѳосхвалиша Мя гласомъ велгимъ вси апгяли 402
Мои (Іов. XXXVIII, 7), т. е. восхвалили пораженные красотой и

пользой, разнообразіемъ, блескомъ, свѣтлостыо, согласіѳмъ и
всѣмъ другимъ, что они знаютъ лучше насъ. I I Опъ украсилъ
міръ не звѣздами только, а украсилъ и солнцемъ и луной, чтобн
во всякое время доставлять тебѣ великое удовольствіе и вѳликую
пользу отъ обоихъ.
Въ самомъ дѣлѣ что можетъ быть красивѣѳ неба,то освѣщаемаго
солнцѳнъ и луной, то какъ бы зра іками глаізъ озирающаго землю
бѳзчпслешшмъ множествомъ звѣздъ, π дающаго мореіілаватаіямъ
т